09.06.2024, Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Христос Воскресе!

Свет от Света, Податель Света, Слове, Ты даешь зрение слепому от рождения – таковы богослужебные слова сегодняшнего праздника. Когда однажды Христос во Иерусалимском храме в беседе с иудеями назвал Себя равным Отцу, и сказал, что Он вечен, и был прежде Авраама, то иудеи взяли камни, чтобы побить Его. Оставив их, и выйдя из храма, Христос увидел близ человека слепого от рождения, не имеющего глаз, а только очертания глаз и впадины для глаз. Ученики апостолы, бывшие с Ним рядом, вспомнили об исцелении Христом расслабленного у Овечьих ворот в купели. И вот апостолы, вспомнив, как Он восстегнул того расслабленного, и сказал: «…не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14), и зная, что по иудейскому вероучению грехи родителей переходят на детей, задают Христу вопрос: «Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2). Христос, отвечая, сказал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3). Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазав очи слепорожденному, посылает его на источник Силоам умыться. Это брение означает, показывает человеку: Христос, Тот Самый Бог, Который сначала взял персть земли и сотворил из неё человека, что земля для человека является и родиной, и могилой. Помазует, посылает его на источник, чтобы указать, что не земля являлась источником исцеления этого слепорожденного; посылает также для того, чтобы люди, видя его, как он идет на этот источник с помазанными глазами, возвращается уже оттуда зрячим – уверовали бы во Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что во время умывания на Силоамском источнике это брение не смыто было водою, но в соединении с водою, оно преобразилось в существо глаз.

И он говорит: «верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9:38)

Этот слепой часто, наверное каждый день, был возле Иерусалимского храма, сидел с протянутой рукой, просил куска хлеба, и родственники, знакомые этого слепого, видя его теперь зрячим, не верили и удивлялись: «…не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» (Ин.9:8). Он же сам твердо утверждал, что он тот самый человек, который родился слепым. Они спрашивают его, как это всё совершилось, и он указывает на Христа, как на Целителя его страшного недуга. Но так как это было совершено в субботу, то иудеи возмутились, стали говорить о Христе: «…не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин.9:16). Но другие уверовали во Христа, видя Его чудо, думали что Он от Бога. И вот в таком негодовании ко Христу, иудеи, фарисеи говорят, этому уже прозревшему: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин.9:24), указывая на Христа. Они лгут, они обманывают! Совсем недавно до этого Христос спрашивает их: «Кто из вас обличит Меня во грехе?» (Ин. 8:46) – они все молчали, зная, что Он безгрешен, но теперь лгут, говоря, что знают, что Он грешен. Но уже исцеленный Христом начинает твердо исповедовать Христа: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). Они далее его спрашивают: «…как отверз твои очи?» (Ин.9:26), и уже немного возмущенно этот исцеленный отвечает им: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9:32-33). Далее, они, обругав его, выгнали из синагоги. Христос встречает его в иерусалимском храме, и говорит ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин.9:35). И этот уже прозревший отвечает: «…а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин.9:36) – называя Христа Богом. Христос говорит ему: «…и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин.9:37). И он говорит: «верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9:38). Истинное, настоящее прозрение, обращение к Богу, оно всегда совершается поклонением Богу. И далее Христос говорит: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39). Фарисеи, слыша эти слова, поняли, что Он сказал о них. Они, говорят Ему: «Неужели и мы слепы?» (Ин.9:40). И Господь говорит им: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9:41).

…если она считала апостолов людьми Божиими, возвещающими путь спасения, то она должна была быть с ними, а она только ходила где-то в дали от них…

В сегодняшнем апостольском чтении в книге Деяний святых апостолов говорится о другом примере, что в городе Филиппы жила некая женщина, прорицательница от духа нечистого. Она ходила за апостолом Павлом и за его учениками, и кричала: «…сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16:17). Казалось бы, произошло такое духовное прозрение этого человека, но апостол Павел возмутился, и обратившись к ней, говорит духу нечистому, который был в этой женщине: «…именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16:18). Почему апостол Павел так поступил? Казалось бы, эта всем известная прорицательница могла привести к апостолам многих людей, а через апостолов ко Христу. Она говорит верные слова, но она лгала – если она считала апостолов людьми Божиими, возвещающими путь спасения, то она должна была быть с ними, а она только ходила где-то в дали от них, и указывала на них, как на рабов Божиих, но путь спасения, который они предлагали, она не принимала.

…чтобы мы не только проповедовали о Христе, как Сыне Божием, нашем Спасителе, но прежде всего поклонялись Ему как истинному Богу в исполнении святых Его заповедей…

Во славу Божию можно пострадать и быть посрамленным, как это случилось с вот этим исцеленным слепорожденным, можно быть вверженным в темницу, как это было с апостолом Павлом. Много можно говорить о Христе, но если здесь нет истинного, должного поклонения Богу, то эти слова будут лживы. И пусть сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам с вами, чтобы мы не только проповедовали о Христе, как Сыне Божием, нашем Спасителе, но прежде всего поклонялись Ему как истинному Богу в исполнении святых Его заповедей, и почаще обращались к Нему: «Светодавче Христе Боже, помилуй всех нас и спаси всех нас». Аминь.

Христос Воскресе!