10.11.2024, Неделя 20-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Таин Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении Христос впервые называет Себя Богом: «…возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог…» (Лк.8:39). Жители, народ страны Гадаринской просят Его оставить пределы этой земли, потому что были объяты ужасом и страхом. Христос со всяким смирением покоряется их просьбе – возвращается в корабль, в котором только что прибыл сюда, в страну Гадаринскую, и возвращается в Капернаум.

…Потому что Христос совершал здесь чудеса, совершал их ради человека и для пользы человека…

Странно слышать эти слова, читать эти слова, странно и неестественно, потому что нашлись такие люди, которые вместо того, чтобы поблагодарить Бога, попросить Его, как сделали это жители города Сихарь, – остаться с ними, и возвещать им Слово жизни, Божественное Слово – просят Его как можно скорее оставить пределы их жилищ. Почему так получилось? Почему они просят Его? Почему они были в страхе и ужасе? Потому что Христос совершал здесь чудеса, совершал их ради человека и для пользы человека. Он изгнал из несчастного человека легион бесов. Евангелисты Марк и Лука повествуют нам о том, в каком ужасном состоянии болезненном был этот несчастный человек. Бесы издевались над ним как хотели, только смерти его не предавали, не касались его души. И жил-то он не в селениях, а в гробах в скалах, далеко от жилищ человеческих. Христос, придя в эту страну, изгоняет из него легион бесов. Легион – по римскому исчислению того времени – это примерно пять тысяч. Бесы, выйдя из этого человека, просят Христа Спасителя, чтобы Он не отсылал их в преисподнюю, а разрешил бы им войти в свиней, в стадо, которое паслось близ этого места. Господь повелевает им, и как только они вошли в этих животных, это несчастное стадо тут же бросилось в море и потонуло. Такое вот свидетельство евангельское нельзя рассматривать как нелюбовь Христа к тварному материальному миру. Закон Моисеев запрещал употреблять в пищу мясо этих животных.

…Их совесть изобличила их в грехах, и заставила их просить Христа уйти…

Жители этой страны, этой земли, видели, как мучается этот человек, как бесы издеваются над ним, но ничем не могли ему помочь, даже сковывали его цепями, узами, но бес разрывал всё это и издевался над этим человеком. Господь, придя, изгоняет из него этот легион бесов, и жители, видя это, устрашились, убоялись. Их совесть изобличила их в грехах, и заставила их просить Христа уйти с глаз их подальше. Они понесли материальный, вещественный ущерб, и ставя вещественное, материальное выше Божественной силы, выше милости Божией и человеколюбия Его, просят Христа уйти от них.

…христианин, тот, кто живет по Евангелию, всякие земные испытания и трудности, посылаемые Богом нам для нашего спасения, должен с благодарностью Богу принимать…

Это было более двух тысяч лет назад. Казалось бы, какое отношение имеет к нам это евангельское событие? Евангелие – вечно, и всякая евангельская истина, те же притчи, вечный урок дают роду человеческому, как мы с вами должны жить по-евангельски. И сегодня находятся такие люди, которые, терпя трудности, болезни, всевозможные жизненные испытания, ропщут на Бога, и тем самым изгоняют Его из своего сердца, а Господь терпит нас и любит нас. И сейчас есть такие люди, которые материальное ставят превыше всего, и болезненно переносят, когда лишаются вещественного, материального, и доходят даже до безумия какого-то, просят Бога оставить их, уйти из их жизни, только бы не посылать им всевозможных жизненных испытаний, лишений, болезней. Настоящий же христианин, тот, кто живет по Евангелию, всякие земные испытания и трудности, посылаемые Богом нам для нашего спасения, должен с благодарностью Богу принимать эти искушения, зная, что если Господь посылает их нам, то Он любит нас, и ради нашей пользы Он посылает и бедствия, чтобы человек одумался, задумался, для чего он живет, какова цель его жизни, и что он должен немало трудиться для спасения своей души – вещи нетленной. И именно христианин так и должен, принимать всевозможные испытания и оценивать их Божественной истиной, и благодарить Бога.

Только бы человек слушался Господа, прислушался к Его голосу…

И уподобляется жителям этой страны тот, кто ропщет на Бога, и тем самым удаляет себя от Бога. А всякий, удаляющий себя от Бога, он погибнет, говорит нам Псалтирь. Уподобляется жителям этой страны тот человек, который не обращается к Богу за помощью, и не благодарит Бога, уподобляется жителям этой страны тот человек, который не надеется на всемогущую помощь Бога, на Его Отеческую любовь к нам, на Его постоянную заботу о каждом из нас, и в целом – о роде человеческом. Господь ни на йоточку времени не оставляет нас с вами. Он правит этим миром, который Он сотворил, и всё ведет к благому завершению. Только бы человек слушался Его, прислушался к Его голосу, повиновался бы Его Святой Церкви, – Церкви, как школе, как училищу правильно учащему нас христианской жизни, и помогающему нам ко спасению наших душ.

…должны помнить о том, что Бог близ каждого из нас…

В жизни каждого человека чередуются и скорби и радости, и болезни и здравие, но всегда мы с вами как христиане, на всякое время и на всяком месте должны помнить о том, что Бог близ каждого из нас, ибо для каждого из нас Он Тот самый Путь, и Истина и Жизнь, и к этой Жизни мы с вами должны стремиться, всё остальное ставя на второе место, пусть оно нам будет только помогать идти к Богу, и Господь, видя это, не оставит такового человека, Он придет к нему навстречу, поможет ему, и Своею всесильною помощью доведет нас всех до Царствия Своего Небесного. Аминь.

С праздником вас, друзья!