Проповедь, иерей Алексий Крикунов
В Евангелии повествуется сегодня о исцелении двух слепцов. В этом событии я хочу обратить ваше внимание на самое начало повествования – на вопль и мольбу слепых. Вопли слепцов обличают не только тех старейшин и книжников, которые будучи зрячими следовали за Христом, но и многих нас – косных в вере. Слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху; а иудеи, следуя за Христом, видя чудеса, не уверялись в действительности их собственными глазами и поступают, как слепые. В этих первых строках повествования скрывается целый пласт духовной мудрости. Пришествие в мир Христа никого не сделало слепым, но почему-то многие оказались слепы в то время. А слепцы были способны видеть Бога до прозрения. Итак, нам представлены два вида слепоты: телесной и духовной.
…око души – это есть заповедь о хранении ума, заповедь, о которой человек обыкновенно не заботится…
В другом месте в Евангелии находим такие слова: «Если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно» (Лк.11:34). Под телом здесь святые отцы разумеют жизнь человека, и нам ясно, что речь идёт не о телесном зрении, но о каком-то внутреннем органе зрения. Святые отцы поясняют, что око души – это есть заповедь о хранении ума, заповедь, о которой человек обыкновенно не заботится, и даже не знает о ее существовании.
Такой духовный слепец не видит ни Бога, ни себя, ни своего ближнего, ни предназначения, ни смысла жизни…
Что нам, христианам, полезно знать о слепоте духовной? В духовном отношении, говорят святые отцы, все грешники должны быть признаны слепыми. И они точно слепы. Их называет слепыми само Священное Писание: «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Зрение грешников повреждено и извращено грехом. И это есть слепота духа. Она тем и опасна, что слепые духовно считают, что обладают превосходнейшим зрением. Это о них сказано, что они «…оцеживают комара и поглощают верблюда», и поэтому лишены истины. Такой духовный слепец не видит ни Бога, ни себя, ни своего ближнего, ни предназначения, ни смысла жизни. И он действует из своей слепоты, созидая свою погибель. По причине этой слепоты «ум грешника не может различать истинных мыслей от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных» (Святитель Игнатий Брянчанинов). Важно знать, что духовная слепота чаще всего поражает человека по причине страстей. Почему человек, обладая здравым разумом, часто не может поступать разумно? Апостол Иоанн Богослов говорит: «…но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19).
Если ты с Богом – в твоей душе светло, а если Бога нет в твоей душе, то ты – уже во тьме
Какова причина такого состояния человека? Библия говорит, что некогда в истории произошла трагедия с человеком. В результате грехопадения в человеке смешалось добро и зло. С тех пор он мучительно вынужден постоянно делать выбор между злом и добром. Но давно известно, что правильный образ жизни человек может приобрести от правильного образа мыслей. Это становится возможным, если человек внутри себя зажжет светильник Божественного Закона, и будет следовать ему, не допуская усвоение себе никакой лжи. Поэтому каждый человек, собственно, сам формирует свой внутренний мир, свой образ жизни. Если ты с Богом – в твоей душе светло, а если Бога нет в твоей душе, то ты – уже во тьме.
Если же человек не понудит себя утвердить в себе главенство закона Божиего, то запушен будет процесс духовного распада…
Любая наша мысль, любое наше слово, любое действие – это та нить, из которой плетётся ткань света или ткань тьмы нашей жизни. Если же человек не понудит себя утвердить в себе главенство закона Божиего, то запушен будет процесс духовного распада. Ум человека становится подобным хищной птице, которому только сумрак даёт силы к активным действиям совершать дела тьмы. Общество и целые народы, где преобладает такой тип людей, ожидают сумрачные перспективы. Игнатий Брянчанинов говорит: «И он действует из своей слепоты, созидая свою погибель. По причине этой слепоты ум грешника не может различать истинных мыслей от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных». Святитель Филарет Московский: «Клятва – звук, биющий воздух для обмана легкомысленных. Добродетель будет у всех на устах, но не будет касаться сердца. Мужество становится слепым неистовством, кипящее огнём. Тогда каких казней устрашатся союзники ада? Если несчастное общество это и не будет иметь внешних врагов, то и этого достаточно для его погибели». Итак, не смущайтесь. Весы нелицеприятного правосудия Божия, где определяется истинная цена мыслей и дел человеческих не отягощаются взвешивать как отдельного человека, так и царства, и империи. Благо – добрым, зло – злым, – этот вечный закон неизгладимо написан в книге совести человека. Можно и без дара пророчества вместе с пророком сказать: «Накажет тебя нечестие твоё, и злоба твоя обличит тебя» (Иер.2:19). Аминь.