Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Христос Воскресе!
Первый воскресный день по Пасхе именуется Антипасхой, что значит в переводе – «вместо Пасхи». В этот день продолжается празднование Пасхи, иногда этот день называется Неделей Новой, или Неделей о Фоме. И Евангелие свидетельствует нам о том, что через семь дней после Своего Воскресения и в тот же день явления святым апостолам, Господь снова является им ради одного ученика – апостола Фомы: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:24-25). Почему апостол Фома не верит своим собратьям? И как за такое неверие он сподобился, заслужил от Бога величайший дар, а не какого-либо наказания?
…Таким людям Господь никогда не является, чтобы не вызвать у них в ответ прямого богохульства, когда им некуда будет спрятаться от прямого богосвидетельства. Господь явился Фоме потому, что Фома был готов…
О апостоле Фоме в Евангелии говорится очень мало, но это малое служит для нас добрым примером. Когда Господь узнал, что умер Лазарь, – друг Его, Господь находился в Галилее, далеко от Иерусалима, от Иудеи. И Он говорит ученикам: «…Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин.11:14-15). Зачем надо было идти, казалось бы, к человеку, который умер, и идти туда, где уже ждали и искали Христа, чтобы наложить на Него руки и убить? Апостол Фома первый из всех апостолов помнил это и говорит: «…пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11:16). Такие слова не каждый раз можно услышать, и такие слова никогда не забываются ни у Бога прежде всего, ни у людей добрых христиан. А слова: «Не поверю, пока не увижу» – эти слова можно слышать часто, эти слова повторяют люди. Такие слова говорят люди, которые не ищут Бога, не ищут истины, и не собираются с кем-либо или за кого-либо умереть. Таким людям Господь никогда не является, чтобы не вызвать у них в ответ прямого богохульства, когда им некуда будет спрятаться от прямого богосвидетельства. Господь явился Фоме потому, что Фома был готов, не зная о победе жизни над смертью, он был готов умереть, ибо он для себя решил уже, что если не будет с ним Христа, то и незачем жить.
Апостол Фома только и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28)
Явившись на восьмой день, Господь сразу же обращается к Фоме: «…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). Апостол Фома только и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). И после этого, Господь как бы укоряя Фому, говорит: «…блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Но что были для Фомы эти обличительные слова Христа Спасителя, когда он весь был погружен в радость и в славу оттого, что он увидел Господа. Теперь он был готов на всякие страдания и мучения, даже на смерть, чтобы засвидетельствовать о своей любви к Богу.
Апостол Фома проповедовал Слово Божие среди язычников, не убоявшись их языческого гнева
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Фома, прежде имевший самую малую веру по сравнению с апостолами другими, по благодати Божией, стал самым мужественным, ревностным и неутомимым проповедником, больше многих апостолов. Он проповедовал Слово Божие среди язычников, не убоявшись их языческого гнева. В его житии мы читаем, что он проповедовал слово Божие, Святое Евангелие, в Палестине, в Месопотамии (Месопотамия – это современный Ирак, северные районы), проповедовал в Парфии (Парфия – это современные земли вокруг Каспийского моря со стороны Ирана), проповедовал также в Эфиопии, и наконец, он проповедовал в далекой Индии, где обратил в христианство жену и сына правителя города Мелипур, и за это он был брошен в темницу, подвергся всевозможным истязаниям и мучениям за Христа, был исколот копьями и отошел к Богу в Царство Небесное.
И в том блаженство человека заключается, что видеть Христа надо христианину не для того, чтобы засвидетельствовать, что Он воскрес из мертвых, а видеть как самого дорого Гостя, по Которому истомилась душа…
Нам всем христианам обещано Царство Небесное, вечное блаженство, если мы с вами, не видя Христа, будем веровать в Него, если будем помнить: «вера» или «не вера» – этим определяется: вечная жизнь или вечная смерть человека. И в том блаженство человека заключается, что видеть Христа надо христианину не для того, чтобы засвидетельствовать, что Он воскрес из мертвых, а видеть как самого дорого Гостя, по Которому истомилась душа, и томится душа каждого последователя Христа, христианина, и без Которого невозможно жить. И блажен Фома, – увидев Христа он уверовал в Него, и блаженны все люди, все последователи Христа, которые не видя Его, верят в Него в надежде получить от Него вечную жизнь в Царстве Его Небесном. Аминь.
Христос Воскресе!