Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Таин Тела и Крови Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении, которое мы с вами слышали за Божественной литургией, говорится, как некто из начальствующих, богатый юноша, подойдя ко Христу задает Ему лукавый вопрос: «Учитель благой! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18:18). В глазах этого юноши, Христос был простой иудейский Учитель. Зная это, Господь далее говорит с ним как простой Человек: «…что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк.18:19) – говорит нам слово Божие, – то есть: «Зачем ты называешь Меня благим, если не принимаешь Меня за Сына Божиего? Зачем ты льстишь Мне, называя таким именем? Ибо это имя присуще только Богу. Никто не благ, как один Господь Бог». Отклонив таким образом излишнюю и неподобающую лесть из уст этого юноши, далее Христос ему прямо отвечает на его вопрос: «…Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф.19:17) – заповеди даны Богом именно для того, чтобы ими руководствуясь в жизни, человек наследовал жизнь вечную. Христос как бы говорит ему: «Если ты действительно хочешь наследовать Царство Небесное, то здесь первое должно быть – искреннее желание достигнуть этой цели». Господь никого не влечет насильственно в Царство Свое Небесное. И далее Господь говорит: «Соблюдай заповеди Божии» – одного искреннего желания, чтобы наследовать жизнь вечную недостаточно. Исполнением заповедей Божиих человек привлекает на себя спасающую благодать Божию. И затем Господь указывает ему на заповеди – сначала на более легкие в исполнении, а затем – на более трудные и высокие в исполнении. Он говорит: «…не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй» (Лк.18:20), уклонись зла и сотвори благо, – то есть: «…чти отца твоего и матерь твою» (Лк.18:20), «…и: люби ближнего твоего как самого себя» (Мф.19:19). На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки, и с этих заповедей начинается путь, дорога к Богу.
Он не укорил его в самохвальстве, но указал ему путь, и тем самым дал ему возможность самому признаться в неисполнении заповедей Божиих…
Святитель Филарет Московский говорит, что на этого иудея не стыдно указать и нам, христианам. Все ли мы, и как часто мы думаем о спасении своей души? Все ли мы и часто ли мы задумываемся над тем, что нам сделать доброго для спасения души? Даже при самом поверхностном взгляде на свою жизнь многие ли из нас, люди Нового Завета, могут сказать как этот юноша: «Всё это я исполнил от юности моей». Конечно, этот гордый фарисей, не очищенный и не просвещенный ещё благодатью Божией, не понимал внутренней духовной сущности закона Божия, а не зная этого он лгал. Если бы он искренне любил ближнего своего, то наверное, свое богатство, свое имение он давно бы раздал нищим, нуждающимся в помощи, но он этого не делал. Он искренне себя считал праведником, но сердцеведец Бог видит эту сокрытую его души болезнь, и с какой осторожностью, с какой отеческой любовью Христос касается этой самой больной струны, самого больного места его души. Он не укорил его в самохвальстве, но указал ему путь, и тем самым дал ему возможность самому признаться в неисполнении заповедей Божиих. «…все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк.18:22) – говорит ему Господь. Христос как бы говорит: «Я не отнимаю у тебя этого сокровища, но предлагаю тебе вот это временное, земное, тленное обменять на небесное, вечное, нетленное, а чтобы тебе было легче забыть вчерашнее свое богатство, приходи ко Мне, следуй за Мною, Я буду твои добрым Учителем, Я буду твоим добрым Помощником, и ты будешь Моим добрым учеником».
Куда делось его уважение к Учителю благому? Куда делось его желание наследовать Царство Небесное? Где его ревность к новым заповедям и добродетелям?..
И что же говорит юноша во Евангелии далее? Он, услышав это, опечалился, и с печалью отошел от Господа. Таким образом, свидетельствуя о том, что он заповеди Божии исполнял только на словах, а на деле он был далек от заповеди «возлюби ближнего, как самого себя». В его душе произошел какой-то переворот, ему вдруг представилось, что он должен будет оставить вот это свое земное богатство, эти почести, эту славу, и следовать за каким-то малоизвестным иудейским Учителем. Куда делось его уважение к Учителю благому? Куда делось его желание наследовать Царство Небесное? Где его ревность к новым заповедям и добродетелям? Всё это исчезло в одну минуту. Он отошел от Христа с печалью, отошел для того, чтобы может быть никогда не возвратиться к Богу, ибо если он, находясь у Источника чистоты, истины, благодати не вкусил её, то кто скажет, обрящет ли он где-то потом эту благодать Божию, ныне им пренебреженную?
…только Христос, только исполнение Его заповедей, только следование за Ним должно быть всепоглощающей целью земной жизни человека, а всё остальное может быть только вспомогательным, но обязательно второстепенным
И Господь аккуратно напоминает всем, что не страшно само богатство для спасения, а страшно для человека надеяться на это богатство, надеяться на земную славу, если здесь это приносит человеку почести, славу, то в отношении спасения души это богатство никакой помощи не оказывает человеку. Таким образом, чтобы человеку встать на путь, ведущий к Богу, ко спасению души, ему необходимо в земной жизни очистить свою душу от всякого пристрастия к земному. Преподобный Амвросий Оптинский говорит: «Живи так, чтобы между Богом и твоей душою не было никакого препятствия». Бог наш ревнив – все мы знаем это из Священного Писания, и если человек призван идти за Богом, любить Бога, то человек должен всем сердцем любить Бога, идти за Ним, отдавая Ему всё, что у него есть. Только Господь, только Христос, только исполнение Его заповедей, только следование за Ним должно быть всепоглощающей целью земной жизни человека, а всё остальное может быть только вспомогательным, но обязательно второстепенным.
…но невозможное человеку – возможно Богу, и с помощью Божией каждый человек, желающий наследовать Царство Небесное, может и должен и обязан очистить, избавить в земной жизни свою душу от всякого пристрастия к земным вещам тленным…
Все люди могут иметь вещи, могут пользоваться земными благами, они даны нам от Бога, но до того момента, чтобы человек не был слугой этих вещей, чтобы он не служил им, – они только бы помогали нам жить по-христиански и идти к Богу. Услышав это, ученики удивились, сказав: «…кто же может спастись?» (Лк.18:26), то есть – «Кто же тогда может спастись, если человеку со стороны Бога предлагаются такие условия?». Услышав это, Господь сказал: «…невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27) – невозможно человеку самому преодолеть эту бездну греховную, в которой, все мы, как поет Святая Церковь, валяемся, невозможно человеку самому очистить себя от грехов, и прийти к Богу, но невозможное человеку – возможно Богу, и с помощью Божией каждый человек, желающий наследовать Царство Небесное, может и должен и обязан очистить, избавить в земной жизни свою душу от всякого пристрастия к земным вещам тленным, и с помощью Божией очистив свою душу от всякой скверны плоти и духа, мы непременно с вами дойдем до цели нашей жизни, до сияющих вершин Царства Небесного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
С праздником вас!