Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с попразднством великого праздника Вознесения Господня. В сей воскресный день перед праздником Святой Троицы, Святая Церковь, а вместе с ней и мы с вами, прославляем святых Отцов I Вселенского Собора, изобличивших и посрамивших ересь Ария, и научивших нас с вами правильно исповедовать Отца, Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и нераздельную. Арианство появилось также, как и все остальные лжеучения – гордый человеческий ум говорит человеку: «Этого я не могу понять, а если я этого не могу понять, то значит так не должно быть». Арий именно так и учил – он учил, что единый истинный Бог – только Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Такое учение более симпатизирует человеческому уму, и многие увлеклись и последовали за Арием.
«Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога…» (Деян.20:28)
Святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении напоминает пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:28-30). Арий пришел из страны Ливии во Египет, в Александрию, и был рукоположен во дьякона святителем Петром Александрийским. И в то же время он начал хулить Господа Иисуса Христа, говоря, что Он не Бог, что Он сотворен Богом Отцом из небытия, и Он не может иметь божественного достоинства, и не может называться Премудростью и Божиим Сыном – продолжает так учить Арий. А святителю Петру было видение, – он видел, что на жертвеннике в храме Господнем стоит Христос как Младенец в разодранной одежде. Петр спрашивает: «Кто так разодрал одежду на Тебе?», – Христос говорит: «Это сделал Арий». После этого святитель Петр лишает Ария священства.
…тщательно исследовав Священное Писание, они нашли там как косвенные, так и прямые доказательства единосущия и равенства Бога Отца и Бога Сына…
Святой князь Константин Великий для урегулирования этого вопроса арианства, созывает в 325 году – это IV век, в городе Никея Вселенский Собор, на котором присутствовало 318 отцов и учителей Церкви. Такие великие учителя, как Осия Кордубский, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, Спиридон Тримифунтский, святитель Евстафий Антиохийский, святитель Афанасий Великий, Петр Александрийский. И на этом Соборе святые отцы руководствовались не своею человеческой мудростью, но тщательно исследовав Священное Писание, они нашли там как косвенные, так и прямые доказательства единосущия и равенства Бога Отца и Бога Сына. И в сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали молитву Бога Сына к Богу Отцу. Казалось бы, там, где молитва, там всегда молящийся ниже того, кому он молится, но вот в словах Христа Спасителя к Богу Отцу в Евангелии, в частности, в молитве, когда Он воскрешает четверодневного Лазаря, Он говорит: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня…» (Ин.11:41-42) – здесь прославление Сына при условии прославления Отца. И далее Христос молится: «Я прославил Тебя на земле… …И ныне прославь Меня Ты, Отче…» (Ин.17:4-5). Здесь же прославление Отца при условии прославления Сына. Далее, Господь, молясь о учениках, говорит: «…они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое…» (Ин.17:6). Казалось бы, что все верные принадлежат Богу Отцу, и Он открыл им тайну Божию, чтобы они хранили её, но далее мы читаем, что истинное учение о Боге в мир принес Христос Спаситель: «Я открыл им имя Твое» (Ин.17:26). До пришествия Христа в мир люди знали, что Бог – Творец неба и земли, что Он строгий наказатель – наказывает тех, кто нарушает Его заповеди. Христос же открыл человечеству новую заповедь о Боге – что Бог есть Любовь, Любовь безмерная и непостижимая. И святые отцы на этом Соборе, Бога Сына проповедуют как Единосущного, Единочестного и Собезначального Отцу.
И на этом Вселенском Соборе был написан Символ веры…
И на этом Вселенском Соборе был написан Символ веры – тот самый Символ, который мы с вами каждый раз поем в храме за Божественной литургией, или же читаем дома на утренних молитвах, но здесь он был составлен только до слов «и в Духа Святаго», а уже на II Вселенском Соборе было написано далее: «и в Духа Святаго…» и дальше; многие историки считают, что автором этих слов был святитель Осия Кордубский. На этом же, I Вселенском Соборе был решен вопрос о праздновании Пасхи – до этого Вселенского Собора христиане праздновали Пасху вместе с иудеями, здесь же был решен вопрос, что мы отдельно от иудеев празднуем Пасху. Так же, на I Вселенском Соборе были приняты соборные правила, обязательные к церковному чинопоследованию.
И прославляя этих святых отцов, мы с вами должны твердо держаться того учения, которое они нам с вами оставили…
И прославляя этих святых отцов, мы с вами должны твердо держаться того учения, которое они нам с вами оставили, которое они защищали даже своею жизнью и пролитием крови своей. И пусть их святыми молитвами Господь утверждает и каждого из нас, и всех нас вместе в той вере, в той правой вере, которую они нам с вами преподали, и которая является спасительной для каждого человека. Аминь.
С праздником вас!