18.05.2025, Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Сегодня нам предложена на Литургии беседа Христа с самарянкой у колодца Иакова (Ин.4:5-42). В этой истории приоткрывается несколько тайн: и тайна народа самарян, и тайна Живой воды, и тайна молитвы в духе и истине. В Евангелии записано несколько бесед Христа, но именно эта беседа упоминается в пасхальные дни и содержит важные тайны для понимания сути Воскресения. Христос идёт в Галилею и проходит через Самарию, и останавливается у колодца Иакова. Самарянка приходит к колодцу за водой. Колодец глубок, и Христос просит её дать Ему воды. Не спроси Христос самарянку – никто не узнал бы о ней. Самое важное в этой беседе ускользает от внимания читателя. Христос беседует с женщиной и возводит мысль самарянки к духовным вопросам. Местом перехода смысла на глубокие тайны начинается и для самарянки и для нас со слов: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Для самарянки это было откровение её тайны жизни. А для нас начинается откровение тайны спасения.

Человек обязан управлять чувствами для правильной жизни…

Святые отцы делают здесь удивительное сравнение и говорят, что образ самарянки – это образ человека, поврежденного грехом. Пять мужей означают пять чувств человека, которые, кажется, имеют натянутый смысл. Но в понимании целостности существа человека каждая внутренняя сила связана в человеке законом единства. А поскольку человек существо иерархичное – то по закону все чувства человека должны быть подчинены человеку. Отпустите свои чувства действовать своевольно – и ваше поведение ничем не станет отличаться от действий животного. Животные живут по инстинктам. Человек обязан управлять чувствами для правильной жизни. А образ подчинения подобен семейной иерархии.

…Поэтому и сам христианский путь к Богу – это путь формирования (выращивания) правильного сознания…

Но кто такой шестой мужчина, кто есть у женщины, но он не муж ей? Это ум человека. Ум должен иметь право управлять чувствами. Если чувства человека не управляются разумом, то жизнь человека направлена ни на что, ибо Бог всё! Иерархия внутреннего мира требует, чтобы во главе стоял разум и управлял силами души и эмоциями. И это важнейшее, что является уникальным в способностях ума человека. Познание воли Божией, оказывается, есть сознательный, умный акт. Поэтому и сам христианский путь к Богу – это путь формирования (выращивания) правильного сознания. Этот труд способен стать источником воды, текущей в живот вечный. Преподобный Симеон Новый Богослов просто и ясно подводит итог этому святоотеческому учению. Он говорит: «Кажется, что владение пятью чувствами есть очень простое дело. Но я тебе скажу, что кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всей вселенной и над всем, что в ней, ибо все у нас бывает от них и через них». В духовной жизни человека это умное делание является ключевым. Именно оно способно, собрав все чувства силой ума, обращаться к Богу на всяком месте и молиться Ему в духе и истине. Аминь.