Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами празднуем Преображение Господне. Это событие описано в Евангелии, которое мы сегодня слышали на Литургии. Христос поднимается на гору, чтобы помолиться, и берет с Собой только троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна. И во время молитвы вид Христа меняется. Как пишет евангелист, «…и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). Внезапно ученики увидели двух пророков – Моисея и Илию, которые беседовали со Христом о том, что предстоит испытать Ему дальше: о Его страданиях, о Его вознесении на Крест. И Петр, эмоциональный апостол, восклицает: «Господи! хорошо нам здесь быть…» (Мф.17:4). И ученики слышат глас Господень: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).
И, наверное, каждый из нас после Причастия испытывал такую же радость, какую не смог сдержать апостол Петр, когда воскликнул в своей душе: «Господи! хорошо нам здесь быть»
Опыт Церкви тоже знает преображение. Когда из простого хлеба и обыкновенного вина получаются Тело и Кровь Господни. И это Тело и Кровь сияют невидимым и неизреченным Светом, озаряя тех, кто приобщается Им. И, наверное, каждый из нас после Причастия испытывал такую же радость, какую не смог сдержать апостол Петр, когда воскликнул в своей душе: «Господи! хорошо нам здесь быть». Поэтому странно, когда многие приходят на Литургию, и не причащаются Этого Преображенного Христа, отказываются быть вместе с Ним, отказываются от той самой радости, которую несет Причастие. Я понимаю, что многие оправдывают это своим недостоинством. Но давайте послушаем, что пишет Преподобный Симеон Новый богослов: «Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым воспрещается от святых отцов приступать ко Святому Причастию: первый – оглашенные, как еще некрещеные; второй – крещеные, но возлюбившие срамные и неправедные дела, как отступники от Святой жизни, для которой крещены, как блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные – которые все, будучи таковыми, не чувствуют, что есть враги Богу и находятся в бедственном положении, потому что не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются; третий – бесноватые, если они хулят и поносят божественное таинство сие; четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию стоять вне церкви определенное время; и пятый – те, у которых еще не созрел плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить во Христе жизнею чистою и безукоризненною. Эти пять классов, очевидно, недостойны Святого Причастия».
Но всякое освящение, которое бывает в Церкви – оно абсолютно вторично по отношению к тому, что человек соединяется со Христом…
Я думаю, что многие из нас не входят в этот перечень, который преподобный Симеон озвучил в своих писаниях. Поэтому совершенно непонятно, почему мы не причащаемся каждое воскресенье, каждый праздник. Мы пришли сегодня, в том числе, чтобы освятить плоды нового урожая. Но всякое освящение, которое бывает в Церкви – оно абсолютно вторично по отношению к тому, что человек соединяется со Христом. Потому что это и есть цель нашей христианской жизни – быть вместе с Ним, быть в Его Царстве, чувствовать в душе, что жить вместе со Христом – это и есть самое настоящее счастье, это есть настоящее Царствие Небесное, когда мы можем воскликнуть: «Господи! Как хорошо нам быть с Тобой вместе!». Аминь.
С праздником вас!