21.04.2024, Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором рассказывалось об одном эпизоде разговора Христа со Своими учениками. Господь рассказывал им о том, что Ему предстоит: войти в Иерусалим, быть преданым, претерпеть мучения, вознестись на Крест и через три дня быть воскрешенным. И вот, после беседы, ко Христу подошли два ученика – Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, и говорят Ему: «…мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим…дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк 10:35-37). На что Христос отвечал им: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк.10:40). Другие ученики начали роптать между собой на двух братьев: «как же так? Почему они хотят стать первыми?». Но Христос сказал: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:44-45).

Именно об этом властолюбии и говорит сегодняшний отрывок…

Почему именно этот отрывок читается Великим Постом? Ведь в Церкви ничего просто так не происходит. И нам надо постараться вдуматься, почему так. Ведь сыны Зеведеевы хотели сесть по правую и по левую руку Христа, мысля о земном царстве. Они думали, что Христос воскреснет, возглавит государство Израиль, сбросит гнет Римской Империи, и они, два брата, будут Ему ближайшими помощниками. Именно об этом властолюбии и говорит сегодняшний отрывок. Чтобы понять, почему это так важно и почему Великим Постом Церковь так серьезно обращает внимание на этот грех – достаточно вспомнить молитву Ефрема Сирина, в которой говорится: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!». Эта молитва читается каждый день во время Великого Поста. А ведь любоначалие – это и есть властолюбие! Мы знаем, как много страдает народ, если во главе стоит человек, жаждущий власти. Ради этой власти он готов на всё – на нищенское существование своих людей, на то, чтобы спокойно относиться к их смерти. И наоборот, если во главе государства стоит человек, который служит своему народу, который по-христиански относится к той доле, которая ему выпала – тогда и процветает страна.

…если человек стремится к Христу, старается быть вместе с Ним, старается жить по Евангелию – то, конечно, жить надо, отдавая, преодолевая этот самый грех любоначалия…

Но если мы опустимся немножко пониже – мы поймем, насколько разрушителен этот грех среди нас. Ведь здесь речь не только о жажде власти. Здесь любоначалие заключает в себе очень широкий спектр всех человеческих взаимоотношений. Потому что часто человек живет и пользуется ближним своим для своих каких-то нужд и устремлений. Это пользование людьми и есть самое настоящее любоначалие. И как это противоречит тому, что говорит Христос! «Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, но для служения другим» (Мк 10:45). И если человек стремится к Христу, старается быть вместе с Ним, если старается жить по Евангелию – то, конечно, жить надо, отдавая, преодолевая этот самый грех любоначалия, который и есть гордыня. И если человек подвержен этой страсти – страсти любоначалия, – то никогда он не сможет полюбить. Потому что, наверное, нет большей противоположности любви, чем жажда власти и обладания.

…призывая задуматься над этим грехом, посмотреть на свою жизнь – отдаем ли мы или пользуемся?

Об этом нам сегодня говорит Евангелие, призывая задуматься над этим грехом, посмотреть на свою жизнь – отдаем ли мы или пользуемся? Христовы мы или нет? И постараться не только во время поста жить так, чтобы грех любоначалия стараться исторгнуть из своего сердца и по слову Христа служить людям, а не чтобы служили самому себе. Аминь.

С праздником!