Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии читалось Евангелие о том, как Господь исцелил прокаженных (Лк.17:12-19). В то время тот, кто заболевал этой страшной болезнью, изолировался от остальных, потому что он мог кого-то заразить. Обычно эти люди жили в пустынных местах и образовывали небольшие общины, для того, чтобы легче было жить, добывать пищу, помогать друг другу. И вот Господь встречает таких людей, – их было 10 человек, и говорит: «Пойдите, покажитесь священнику». Когда прокаженный исцелялся, а такое тоже случалось, – его выздоровление должен был засвидетельствовать священник, чтобы человек снова мог находиться среди других людей, как бы подтвердить его выздоровление. И когда эти люди пошли, по слову Христа, к священникам, – то в пути, смотря друг на друга, они увидели, как струпы отпадают, и живая кожа выступает вместо страшных ран. Естественно, они обрадовались. И, наверное, поспешили к священнику для того, чтобы он быстрее подтвердил исцеление, чтобы снова жить в обществе. И только один из них возвратился ко Христу и поблагодарил Его за исцеление. И Господь тогда выразил отношение к этому благодарению: «А где же остальные девять?», – спросил Он. И, обращаясь к выздоровевшему самарянину, говорит: «Вера твоя спасла тебя». Значит, благодарение в нашей жизни очень много стоит.
…Это значит, что наша благодарность Богу и наше Причащение Святых Христовых Таин на Евхаристии связаны друг с другом
А как же мы можем благодарить Господа? Какой же должна быть наша благодарность за Его благодеяния? И мы должны понимать, что главное благодарение, которое мы можем принести Богу – это участие в Литургии. Другими словами, Литургия называется «Евхаристия», а с греческого это слово так и переводится – благодарение. Названа эта служба так потому, что главный мотив обращения к Богу на Литургии – это благодарение. К сожалению, сейчас не слышна та молитва, которая является пиком всей Евхаристии. Священник читает ее тайно, в Алтаре. Но чтобы вы понимали, о чем идет речь, я ее сейчас зачитаю: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные», и так далее. Молитва достаточно длинная. Но уже ясно, что эта молитва – благодарение Богу за все. За все, что мы знаем и что не знаем – за все, что происходит с нами. Интересно, что в конце этой молитвы звучат слова: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святаго причастие». Это значит, что наша благодарность Богу и наше Причащение Святых Христовых Таин на Евхаристии связаны друг с другом.
Но если каждый в сердце своем решит, что когда он идет на Литургию – причащаться, – тогда все мы будем вместе. И будем тем самым Телом Христовым, Которое никогда не одолеют врата ада
Я на самом деле очень рад, потому что в нашем храме причащается сейчас очень много людей. Но всё равно есть те, кто пришел на Литургию и не причащается. Смысл нашей службы в том, чтобы причащались все те, кто пришел в этот день на Литургию, чтобы быть нам единым телом Христовым, приняв Тело и Кровь Христовы. Я понимаю, что препятствием для частого, хотя бы еженедельного Причащения, является наша подготовка. Кому-то трудно попоститься, почитать, трудно настроиться. Но дело в том, что подготовка к Причастию появилась не так давно. Она появилась во времени. И сегодняшняя подготовка даже противоречит правилам церковным. Шестой Вселенский Собор определил, что должен быть отлучен тот, кто постится в субботу. А у нас подготовка к Причастию предполагает пост в субботу. Вот какое противоречие. Однажды я слышал, как к очень уважаемому священнику, подошла девушка и спросила: «Отче, как же мне причащаться? Накануне я разговаривала с Богом только одну минуту». И этот священник говорит: «Хорошо. Это нормально и вполне достаточно для Причастия». Существует только один Евхаристический пост – это невкушение пищи с 12 часов ночи. Есть одна причина, по которой человек не может причащаться, и которую определил Сам Господь в Евангелии: это когда мы пребываем в ссоре с кем-нибудь. Тогда причащаться не надо. Во всех остальных случаях как бы хорошо было, если б мы все вместе, «едиными усты и единым сердцем», как говорится на Литургии, приобщались бы Святых Христовых Таин. Сейчас мы определяем каждый для себя, когда он будет причащаться. Но если каждый в сердце своем решит, что когда он идет на Литургию – причащаться, – тогда все мы будем вместе. И будем тем самым Телом Христовым, Которое никогда не одолеют врата ада. Аминь.