22.12.2024, Неделя 26-я по Пятидесятнице. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Таин Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали о исцелении Господом десяти прокаженных, об этом нам свидетельствует только один евангелист Лука, у других евангелистов мы этого не найдем. Господь проходил мимо этих несчастных десяти прокаженных, которые в силу своего страшного недуга не имели права быть в обществе здоровых людей. Проказа – это тяжелая страшная болезнь, которая постепенно разрушает человека, разрушает его и кости и плоть. Эта болезнь ещё сугубо страшна и тем, что она заразительна, а посему, страдающие этой болезнью изгонялись из общества здоровых людей, изгонялись в места пустынные, или же на старые заброшенные кладбища.

…и только один, как замечает нам евангелист Лука, и тот был самарянин, – вспомнил о том, что надо вернуться, и поблагодарить своего Благодетеля

Господь услышал молитвенный вопль этих несчастных людей, которые издали, не подходя к Нему, вопили к Нему: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк.17:13). Одним Своим всесильным словом Христос снимает с них и их болезнь, и их отчужденность. «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк.17:14) – говорит Он. В Ветхом Завете прокаженный, исцелившийся от болезни этой, прежде чем вернуться к здоровой жизни, к родным и близким, должен был показаться священнику, который засвидетельствовал бы о его исцелении. И вот эти десять человек побежали в деревню свою, в село где жили, показались священникам, и уже вернулись здоровыми к своим друзьям, близким, родным. Их радости, их восторгу, их ликованию не было, наверное, предела, и только один, как замечает нам евангелист Лука, и тот был самарянин, – вспомнил о том, что надо вернуться, и поблагодарить своего Благодетеля, своего Врача небесного. И он это делает – возвратившись, он падает к ногам Христа, громко благодарит Его, и прославляет Его. Христос принимает эту благодарность, но в то же время с грустью замечает: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк.17:17).

Но как только беда минует, когда наступает благоденствие в жизни, мы очень быстро забываем о наших благодетелях…

Почему из этих десяти человек, получивших от Бога велию милость, исцеление, пришел поблагодарить только один? Благодарность – это великое возвышенное чувство, благодарность – это нелегкая добродетель, и хотя принято считать, что труднее всего просить, ибо это связано со стыдом, с неловкостью, но и благодарить тоже нелегко. Когда у человека горе, беда, скорбь, слезы, – он просит, он настаивает, он вопиет, ибо скорбь сильнее всякого стыда. Но как только беда минует, когда наступает благоденствие в жизни, мы очень быстро забываем о наших благодетелях, и быстро забываем о благодарении их.

…и за всё христианин призван в своей жизни благодарить своего Творца Благодетеля

Святая Церковь, принимая во внимание нашу человеческую немощь, нашу слабость, за божественной Литургией в начале Евхаристического канона, – призывает нас с вами: «благодарим Господа». Все мы с вами, как христиане, должны за всё и всегда благодарить Бога. За что мы с вами должны благодарить Его? За то, что Господь дает нам радость, дает нам счастье жить и дышать, за то, что Бог дает нам возможность и чувствовать и любить, даже благодарить Бога за то, что Он дает нам возможность и скорбеть и плакать, и за всё христианин призван в своей жизни благодарить своего Творца Благодетеля.

Благодарение Богу объединяет нас, и согревает нас огнем священного чувства любви к Богу и трепета перед Ним

Благодарность самое великое чувство из всех христианских добродетелей, и самое необходимое для каждого из нас. Все мы с вами, братья и сестры, каждый раз приходим во святый храм, чтобы здесь помолиться Богу, объединенные одной надеждой, одним упованием, но в то же время, каждый из нас переступает порог храма со своим настроением, – что ни человек, то разные состояния души. Даже в эту минуту молитвы за Божественной литургией все мы с вами разные, у каждого из нас что-то есть свое, личное, неповторимое с другими людьми, и внутреннее содержание у каждого из нас разное, но при всём этом мы с вами вместе, и всегда должны благодарить Бога. Благодарение Богу объединяет нас, и согревает нас огнем священного чувства любви к Богу и трепета перед Ним.

…и тогда Господь добре устроит путь нашей земной жизни, и даст нам всё необходимое для этой временной жизни, а тем более для спасения души…

Вот один из этих десяти человек, который пришел поблагодарить Бога, он дан нам Святым Евангелием как пример, как образец, – дает нам урок, чтобы мы с вами всегда в своей жизни благодарили Бога, не роптали, не скорбели, не возмущались на Бога, а благодарили. Благодарить Его надо и за радость и за скорби, и за добрые улыбки и за слезы, благодарить тогда, когда мы и больны, и когда здоровы, – всё это нам посылается от Бога для нашего утверждения в жизни по заповедям Божиим и к делу спасения души. От Бога человеку посылается только доброе и благое, а худое человек навлекает на себя сам, преступая Божественное дозволение своим самолюбием, эгоизмом, плотскими страстями, когда мы отгоняем от себя благодать Духа Святаго, и как только нас оставляет благодать Божия, грех всё более и более усиливается в человеке, и мучает человека, и мы тогда страдаем как телом, так и душою. Христианин призван почаще доверять себя Богу, благодарить Бога, и тогда Господь до́бре устроит путь нашей земной жизни, и даст нам всё необходимое для этой временной жизни, а тем более для спасения души.

…в сердце каждого человека, в сердце каждого из нас заложены эти чувства добра, благодарности, но человек, к сожалению, переступив Божественное дозволение, заповеди Божии, – эти чувства часто не замечает, или же их попирает и не дает им роста…

Благодарность – это великая добродетель, все мы с вами любим, и даже очень любим, когда нас с вами благодарят, когда нам кланяются, когда нам говорят «спасибо». Мы таковых людей уважаем, говорим о них «какой он почтительный человек». Так и Господь – Он любит тех, кто относится к Нему с чувством благодарности, всегда благодарят Бога. В этой благодарности Господь не нуждается, она нужна нам с вами, необходима человеку для воспитания, для освящения нашей души, нашего сердца. И, наверное, мы с вами в своей душе исполняемся какой-то радости, когда читаем, что один человек из десяти вернулся и поблагодарил небесного Врача. Это для христианина какое-то утешение и упование, и это не случайно, ибо в сердце каждого человека, в сердце каждого из нас заложены эти чувства добра, благодарности, но человек, к сожалению, переступив Божественное дозволение, заповеди Божии, – эти чувства часто не замечает, или же их попирает и не дает им роста. И напротив, мы с вами переживаем за этих девять человек, получивших от Бога милость, мы как-то жалеем, что они были удалены от родных и близких, но Божественной милостью исцелились. Нам хочется за них извиниться, за их ошибку, хочется их оправдать что они, получив от Бога такую милость – были мертвыми и ожили, были далеко от родных и вернулись в родные дома – не поблагодарили Бога, ибо человек, преступив в оный день заповедь Божию, он лишился этой небесной Божественной радости, чистоты, и ликования. И когда он её получает, он забывает про всё на свете, он в этой радости от Бога растворяется, и не хочет даже ей ни с кем делиться, забывает всё – такова радость от Бога, и таковой радости сподобляются святые люди. Обратим внимание на жизнь многих-многих святых. Вспомним, к примеру, жизнь преподобного Серафима Саровского, – когда его коснулась эта небесная радость, и он частичкой этой радости поделился с Мотовиловым, и тот не мог ничего сказать, когда эта радость с Неба коснулась его.

…благодарим Бога за всякие благодеяния, бывшие на нас, и ведомые для нас, и в большей части неведомые…

Будем с вами помнить о том, что истинное счастье, духовная радость – они всегда христианину даются только от Бога, и они не мимолетны. Только Христос дарует человеку радость и упование, и вот с нашим чистым сердцем и благодарственными устами, мы должны помнить это и благодарить Бога. Всякий раз за Божественной литургией мы слышим с вами слова молитвы: «О сих всех благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас» – благодарим Бога за всякие благодеяния, бывшие на нас, и ве́домые для нас, и в бо́льшей части неве́домые. Бог, ещё раз повторюсь, не нуждается в нашем прославлении, в нашем благодарении, – это всё нужно человеку. Бога непрестанно воспевают Горнии Силы, Архангелы и Ангелы, Престолы и Серафимы, и вся Воинства Небесная прославляет Бога Творца, и нам с вами, как людям, живущим в этом дольнем мире, остается только следовать за Горними Силами, за святыми людьми, и везде и всегда из уст наших, из сердца нашего, из сознания нашего в адрес Бога должно только вытекать благодарение, ибо Ему только Единому подобает всякая слава и всякое поклонение во веки веков. Аминь.

С праздником вас, друзья!