24.08.2025, Неделя 11-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Чем определяется ценность всякой вещи? Временем. Ибо библейский мудрец сказал: «время всякой вещи под солнцем». Ценность доброй мысли тоже определяется временем. Но мудрость имеет вневременную ценность. Она приобретается исследованием Писания. Её необходимость для человека определяется тем, что это пища ума. Отнимите пищу – и ум деградирует. Вот и сегодня нам предложена пища для ума в притче о двух должниках, и в ней Бог хочет показать нам нечто важное. Кто внимательно читал притчу, – не мог не обратить внимание на важные детали притчи. Два раба-должника представлены нашему взору. Но мало кто обращает внимание на то, какая огромная разница в суммах долга. Один должен царю 10 000 талантов золота, другой – 100 динариев. 10 000 талантов – это астрономическая, невозможная сумма. Чтобы понять масштаб разницы, нужно сказать: талант – это самая крупная денежная единица в древнем мире. Это не монета, а мера веса, около 40 кг золота. 1 талант – это примерно 6000 динариев. 1 динарий – это стандартная дневная плата наемного работника (Мф. 20:2). Если посчитать – то увидим:
— 1 талант – это 6000 динариев. 10 000 талантов = 60 000 000 (шестьдесят миллионов) динариев.
— Чтобы заработать 1 талант, обычному работнику нужно было трудиться более 16 лет!
— Чтобы заработать 10 000 талантов, ему понадобилось бы примерно 164 384 года. Это больше, чем вся история человечества.

Эта сумма – не реальный денежный долг, а метафора всех благодеяний, данных нам Богом…

Что это означает в притче? Символический смысл долга человека перед Богом. Эта сумма – не реальный денежный долг, а метафора всех благодеяний, данных нам Богом, и весь объем наших грехов, которые как бремя непослушания перед Богом. Он показывает, что наш «долг» перед Богом настолько огромен, что его невозможно выплатить человеческими усилиями. Никакими добрыми делами, молитвами или подвигом оплатить его мы не сможем. Это иллюстрация неспособности человека когда-нибудь оплатить перед Богом весь свой долг.

…насколько прощенное нам Богом, несопоставимо больше любых обид, которые нам могут причинить другие люди…

Долг второго раба составлял 100 динариев. Это была вполне реальная сумма, которую можно заработать за 3-4 месяца. Контраст между 60 миллионами и 100 динариями подчеркивает, насколько прощенное нам Богом, несопоставимо больше любых обид, которые нам могут причинить другие люди. Здесь проявлен царский масштаб милости. Только Бог мог простить такой долг. Это подчеркивает, что прощение – это акт невероятного милосердия, которое исходит только от Бога. Христос показал, что наши грехи как долг пред Богом, имеют реальные катастрофические последствия. Но главный смысл такого наказания, как продажа всей семьи – жены и детей в рабство – в том, что даже эта крайняя мера бесполезна для погашения такого колоссального долга. Вырученные от продажи в рабство деньги – капля в море. Это еще раз подчеркивает, что спасение своими силами невозможно. Потому и дана заповедь для воспитания человека: «Блаженны милостивии, ибо они помилованы будут». Аминь.