Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии мы с вами слышали притчу Христову, которую Господь, рассказал в ответ на вопрос одного законника: «Кто есть мой ближний?» (Лк.10:30-37). И Христос рассказал, как один человек шел из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили, ограбили, и он остался лежать при дороге. По этой же дороге шел священник, посмотрел на этого несчастного и прошел мимо. Спустя некоторое время шел левит (левит – это служитель в храме. Не священник, но помощник). Он остановился, посмотрел, и тоже пошел по своим делам. И вот идет самарянин. Самаряне с иудеями не общались, хотя это бы единый народ, но исторические разногласия развели их, и между ними была такая вражда, что к самарянам относились хуже, чем к язычникам. И вот идет самарянин, видит этого человека, истекающего кровью, останавливается, помогает, утирает раны, сажает его на свою повозку, довозит до гостиницы. Там он заплатил за то, чтобы его разместили и помогали дальше, и обещал еще дать денег, если издержит больше. И вот Христос спрашивает законника: «Кто же оказался ближним этому человеку?». И тот отвечает: «Сотворивший ему милость».
И этому врагу была оказана помощь, когда он оказался в беде…
Дело в том, что Христос в основном обличал фарисеев. Но часто фарисейскими болезнями болеем и мы с вами. И священник, и левит были очень начитаны в законе. Они знали всё Священное Писание, каждую субботу толковали его в синагоге. Они были сведущи во всех мелочах. Но когда пришел час проявить свою любовь – каждый прошел мимо. А ведь многие из нас тоже в совершенстве знают Священное Писание – и Ветхий Завет, и Новый. Мы читаем, и толкованиями интересуемся, и знаем святых отцов, и восторгаемся, как хорошо писал тот или иной святой о гордыне, смирении, любви… Мы можем знать Священную историю, Предание. Но когда возникает у нашего ближнего нужда – как часто мы на нее закрываем глаза… Как часто не хотим поучаствовать в жизни того или иного человека. А ведь по притче Христовой ближний – это совсем неродной нам человек. В притче он просто враг, самый настоящий. И этому врагу была оказана помощь, когда он оказался в беде.
«…один из святителей пишет об этих словах: «Положить жизнь не означает умереть…»
Христос однажды сказал (Ин.15:13): «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Действительно, самарянин душу свою положил за этого ближнего. А один из святителей пишет об этих словах: «Положить жизнь не означает умереть. Речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается: тем, кто в печали и нуждается в утешении; тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке; тем, кто голоден и нуждается в пище; тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде; и тем, кто в душевном смятении может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь».
Давайте сделаем так, что если кто-то встретится на нашем пути с нуждой – мы не закрывали глаза, не проходили бы мимо…
Так что наша вера, братья и сестры, не только в изучении Священного Писания, хотя и в этом тоже. Изучение Священного Писания, Евангелия, святых отцов должны нас вести только к одному – чтобы в сердце нашем воссияла любовь. Та любовь, которая не может пройти мимо какой-то нужды. Та любовь, которая заставляет нас распахнуть свою душу. Та любовь, которая отдает себя всем и порой без остатка. Вот к этому устремлена вся наша церковная жизнь, все наши Таинства, всё Священное Писание. Это то, чему учил нас Христос. Но пока не воссияла в сердце нашем любовь, пока мы несовершенны в этом – давайте будем внимательны к нуждам наших ближних. Давайте сделаем так, что если кто-то встретится на нашем пути с нуждой – мы не закрывали глаза, не проходили бы мимо и с радостью поучаствовали бы в том, что действительно нам дает Господь. Потому что, может быть, Он Своим Промыслом посылает именно нас послужить человеку – пусть, с нашей точки зрения, – недостойному, неверному, грешному, пусть этот человек другой веры или другой расы. Разницы здесь нет. И в притче о милосердном самарянине это так ясно явлено. Будем делать так, чтобы наша вера была деятельной, и, может быть, от наших дел постепенно и будет возрастать любовь. Аминь.
С праздником вас!