26.05.2024, Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Христос Воскресе!

В сегодняшнем евангельском чтении свидетельствует нам святой апостол Иоанн Богослов, что во Иерусалиме, у Овечьих ворот – купальня, в которой находилось пять крытых ходов. В этих ходах было немало больных, расслабленных, – там не было только прокаженных. По временам в эту купальню сходил Ангел Божий и возмущал воду. Он силою Божией освящал эту воду, и тот, кто первый входил, тот исцелялся от всякой болезни. Проходя города, селения, веси, благовествуя, открывая людям тайны Царствия Божиего, пришел однажды к этой купальне Господь Иисус Христос. Здесь Он увидел множество больных, среди которых был человек, который 38 лет находился в расслаблении, он не мог ходить. Подойдя к нему, Христос спрашивает его: «Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел…» (Ин.5:6-9). Через некоторое время Христос встречает его в Иерусалимском храме и говорит ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

Бог дал человеку жизнь, дал и всё необходимое для жизни в избытке…

Во время Своей земной жизни Христос Спаситель исцелял в людях всякую болезнь, всякую язву. В очах Божиих человек прежде всего творение Господне – сын и дочь Отца Небесного, и как земные, плотские родители прощают своих детей, несмотря на причиненные им скорби, слезы, горе, так и прощает нас – грешных, непослушных рабов Своих любовь Отца Небесного. Бог дал человеку жизнь, дал и всё необходимое для жизни в избытке, человек же зачастую не видит этого и не обращает на это внимания.

Через болезни Господь зачастую стучит в сердца, в души людей…

Нет на земле человека, который какой-либо болезнью не страдал, нет на земле людей совершенно здоровых. Через болезни Господь зачастую стучит в сердца, в души людей, и как многими скорбями, по слову апостола Павла, надлежит нам спастись, так и многими болезнями надлежит человеку прийти к совершенству.

И, заботясь о спасении души, человек не должен оставлять по слову Господню заботы о своей плоти…

Страшна болезнь телесная, плотская, но ещё, наверное, тяжелее болезнь душевная. И между телесной и душевной болезнью существует тесная связь, ибо тело наше по слову Божию является храмом души, Духа Божиего, живущего в каждом человеке. И, заботясь о спасении души, человек не должен оставлять по слову Господню заботы о своей плоти. Апостол Павел напоминает нам, что всяк человек греет и питает плоть свою. Плоть наша – она священна, и она является храмом Духа Божиего, живущего в нас, но заботясь о своей плоти, о теле, человек не должен оставлять заботы и больше всего, наверное, трудиться к делу спасения души, к духовному совершенству.

Грех влечет за собой всегда пагубные, болезненные последствия…

Всякая болезнь, которая постигает человека, она имеет какие-либо основания, она не является, не приходит с ровного места, и оснований для этого есть много, и прежде всего эти причины заключаются в самом человеке. От того, как мы с вами будем жить, как исполнять общественные нормы, евангельские заповеди, – зависит наше состояние. Если человек нарушает евангельские нравственные заповеди о душевном совершенстве, о своей душе, то непременно душа такового человека будет больна, а больная душа всегда влечет за собой болезни тела, расслабляет и разрушает наш дух, наше тело. Грех есть нарушение общественных норм, и прежде всего заповедей Божиих, вот почему всякий грех, который делает человек по своей воле, – этот грех делает нас с вами расслабленными, подобно тому, которого Господь ныне восстегнул и исцелил в Овечьей купальне. Грех влечет за собой всегда пагубные, болезненные последствия. «Не греши» – говорит Господь этому человеку, чтобы не случилось с тобой чего хуже. Но в каком бы состоянии мы с вами ни были, – христиане, люди Нового Завета, – мы не должны унывать, ибо у нас с вами есть Врач Небесный, Который омыл человека от всякой болезни греховной, и Который дарует человеку всякое исцеление, – как телесное, так и душевное. Через Святое Евангелие Святая Церковь учит нас с вами, чтобы мы с вами исполняли заповеди Божии, ибо в этом заключается здравие нашей души и нашего тела, и всё это от Бога.

Воскрес Христос из мертвых, и человеку – нам с вами, дана полнота Божественной силы, очищающей нас от всякого греха…

Господь принял человеческую немощь, Он пришел на землю, чтобы искупить, омыть человека от греха, Он принял на Себя плоть человеческую, и в Себе Самом Он обновил её, обожил её, и вознес даже на Небо. И это надо было не Богу, это надо было человеку. И Своим земным подвигом, Своими Крестными страданиями, Господь учит нас с вами, как мы должны жить. Воскресение Христово – это победа над грехом, это победа над болезнью, это победа над величайшим злом – над смертью. Воскрес Господь, и одержана победа над грехом, победа, которую человек до Христа сам не мог одержать. Воскрес Христос из мертвых, и человеку – нам с вами, дана полнота Божественной силы, очищающей нас от всякого греха, и спасающей нас. И смысл человеческой жизни – это освящение во Христе, это уподобление Ему здесь на земле во всем. И прославляя воскресшего из мертвых Господа в эти дни попразднства Святой Пасхи, мы с вами как христиане призваны молить и просить Его, как начальника нашей жизни, чтобы Он воскресил наши жизни, наши души, освятил их и спасл бы, вознес даже до Царствия Небесного. Аминь.

Христос Воскресе!