Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем. Сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали притчу Христа Спасителя о сеятеле. Это первая притча, которую сказал Господь по выходе на общественное служение. После, ученики просят Его, чтобы Он изъяснил им значение и смысл этой притчи, что Господь и делает. Под сеятелем здесь понимается Сам Христос Спаситель, Сын Человеческий. Земле Он уподобляет сердца человеческие, а семя, бросаемое Сыном Человеческим – это Его Божественное Слово. Сухая земля, на которую падают семена Божественного Слова, это люди рассеянные, невнимательные, ум и сердца которых открыты для всякого рода помыслов, а посему в такой почве сердца человеческого не может удержаться и укрепиться семя Слова Божия.
…слушают то, что назидательно для сердца, и в то же время слушают то, что вредно для души…
Такие люди слушают то, что назидательно для сердца, и в то же время слушают то, что вредно для души. Они посещают храмы Божии, славословят Бога, но в то же время они посещают и худые сообщества, забывая слова апостола Павла, что худые сообщества развращают добрые нравы. Они с постыдным вниманием, может быть даже радостью, слушают, говорят о делах греховных; они слушают проповеди в храмах Божиих, слышат Слово Божие, указующее человеку путь спасения, но в то же время, таковые люди не отвращают слуха своего от словес кощунствующих, обращающих святыню в посмеяние. Как правило, таковые люди не хранят бодрость своего духа, не хранят ум и сердце свои в чистоте, а так как они не хранят, то всякая греховная мысль, наполняя их сердца, вытесняет оттуда, и иссушает всякие всходы небесной евангельской истины.
…и продолжают жить греховной жизнью, оправдывая себя тем, что многие в наше время грешат плотскими грехами…
Бывает и так, что Слово Божие подобно растению, растущему при дороге – попадая в сердце таковых людей, оно пускает там корни, но враг рода человеческого приходит и уносит оттуда Слово – говорит нам Евангелие. Как правило, он смущает таковых людей теми трудностями, которые будут они испытывать при исполнении заповедей Божиих. Например, таковые люди слышат слово Божие о целомудрии, приносящее, доставляющее человеку большое благо. Но, слушая и зная это, не верят в это, и продолжают жить греховной жизнью, оправдывая себя тем, что многие в наше время грешат плотскими грехами, что это считают грехом, простительным человеческой слабости, говорят: «Что же, нам надо уходить в пустыни, в леса, чтобы быть таковыми?», забывая о том, что никакой грех не может быть оправдан. Он может быть только изглажен из нашего сердца, из нашей души покаянием. Не случайно каждый день Святая Церковь за вечерним богослужением напоминает нам Божественными словесами: «Непщевати вины о гресех» – это славянское слово, в переводе на русский – «не искать оправдания своих грехов во грехах других людей».
Священное Писание уразумевается прежде всего верою в Бога, любовию к Богу, кротостью и смирением…
Слово Божие учит нас, и слышат таковые люди эти слова: «Жизнью доброй, добросовестно, и искать прежде всего Царства Божия». Но опять же, здесь находят себе лукавое оправдание своей жизни не по Бозе, говоря, что в наше время невозможно так жить, надо сначала устроить свою земную жизнь, а потом уже думать о Царствии Небесном. И живя таким образом, зная евангельские истины, но пренебрегая ими, эти люди живут так, как внушает им враг рода человеческого. Иногда слово Божие возмущает их совесть, стыдит их. Но тут же не дремлющий враг мира сего приходит к таковым людям и усыпляет их совесть. Таковые люди слышат, что Слово Божие напоминает и говорит каждому человеку о кратковременности нашей земной жизни, о неизвестности для каждого из нас смертного часа, о неизбежной встрече с Богом и ответе за все наши земные деяния, словеса и помыслы, о Страшном Суде, о геенне огненной, но не верят в это, и оправдывают себя, говоря, что Бог – Он милосердный, Он человеколюбивый, Он простит нам эти наши человеческие слабости, забывая о том, что Бог, насколько Он милосерден и человеколюбив, настолько Он и справедлив, и правда Божия восторжествует. Слово Божие говорит нам: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие, и веруйте во Евангелие». Люди, зная это, не приемлют это, и говорят, что «если милосердный Бог нас не помилует, то мы будем брать от жизни всё что можно взять». Так говорят люди ленивые, беспечные, нерадивые, гордые к слову Божиему, не хотящие учиться, как учатся святые люди, понуждая себя познавать смысл Священного Писания, а Священное Писание уразумевается прежде всего верою в Бога, любовию к Богу, кротостью и смирением, памятованием о последнем часе своей жизни, о последнем дне земной жизни, и о Страшном Суде.
И не случайно неверующие люди стараются искоренить из людей, – родных, близких, всех с кем они трудятся, с кем встречаются, – истребить из верующих веру в Бога…
Преподобномученик Кронид (Любимов), изобличая лукавство диавола, как он уносит из сердца Слово Божие, говорит, что сначала диавол внушает грешному человеку о грехе, что это простительная человеческая слабость, даже какое-то житейское благоразумие – так он оправдывает грех. Потом, когда человек себя спутает, свяжет узами греха, диавол уже не оправдывает грех, он облегчает его тяжесть, говоря: «Ну что здесь важного, вот так сложились обстоятельства, что ты согрешил, ты же потом покаешься». Когда человек закостнеет, зачерствеет во грехе, и приближается к вратам своей смерти, исхода из этой жизни, и тогда враг рода человеческого не оставляет человека, внушает ему: «Умирай мужественно, стыдно приклоняться под исповедь, тем более, когда ты уже на смертном одре, неужели ты думаешь – внушает он, – что Бог явит тебе милосердие на смертном одре, когда ты всю жизнь грешил?». Вот так диавол лукаво, хитро, уносит из сердца человеческого спасительное Слово Божие. Как правило, он действует на людей не сам по себе, а через своих сослужителей, которые всячески стараются, чтобы человек забыл о спасительной силе Слова Божиего. И для этого, на сегоднящний день, в наше время, имеется множество средств. Это все средства массовой информации, телевидение, радио, пресса и интернет, которые стремятся очернить Слово Божие, подвергнуть сомнению евангельскую истину, поколебать, а то и вовсе истребить из сознания, из сердца человека те великие христианские нравственные ценности, нравственные устои. И не случайно неверующие люди стараются искоренить из людей, – родных, близких, всех с кем они трудятся, с кем встречаются, – истребить из верующих веру в Бога. Ибо для таковых людей удобнее, когда вокруг них такие же неверующие люди, не имеющие страха Божия. В таких случаях для человека удобнее и свободнее грешить, совершать грехи свои, пороки свои.
…как многие люди начинают жить и возрастать в духовной жизни от чтения, от слышания Слова Божия…
Но слава Богу, на сегодняшнее время, для всех и для каждого человека уже открыты храмы Божии, где мало-помалу, верующий внимательный человек наблюдает, как начинает духовное сознание человека немножечко возрастать, пробуждаться, как многие люди начинают жить и возрастать в духовной жизни от чтения, от слышания Слова Божия. Чтение Слова Божия – это святая обязанность каждого христианина, весь день поучатися правде Божией – говорит нам Святая Церковь. А мы, порой, даже и десяти минут не хотим уделить тому, чтобы заглянуть в Священное Писание, а мы обязаны это делать, – чтобы исполнять заповеди Божии, нужно их знать, чтобы их знать, нужно почаще, каждый день, открывать Слово Божие и читать его. И то, что нам со страниц Святаго Евангелия Господь говорит нас ради и нашего ради спасения – это надо стремиться исполнять. Чтение Слова Божия открывает человеку правду Божию, а исполнение заповедей Божиих приводит человека к Богу, и соделывает его наследником вечной жизни в Горних обителях Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
С праздником вас!