Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Праздник Входа Господня в Иерусалим – это один из самых трагичных праздников церковного года. Но в нем открываются тайны Божественных законов, по которым совершаются судьбы народов. Казалось бы – всё в нем торжественно: Христос вступает в святой град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые Его сделать царем, который приведёт их к необычайному благосостоянию. И, кажется, нет ничего трагичного. Увы, есть! Потому что всё это торжество, всё это ликование, все эти надежды были построены на недоразумении и непонимании событий происходящих. Народ, по учению книжников, ждал Мессию как великого завоевателя, который принесёт еврейскому народу свободу от гнета и благоденствие. Но сами вожди и старейшины еврейского народа и не желали никакого Мессию, и Он был им не нужен.
Оставление народа Богом есть совершение суда Божия, за которым последуют бедствия и уничтожение народа…
Что же так сильно вызывало ненависть у них ко Христу? Святитель Филарет отвечает: «Ничто иное как любовь к миру и жажда власти». Потому все годы, как только Христос вышел на проповедь, они искали чтобы уловить Его в слове и нарушении Моисеева закона. Он был ненавистен им потому, что обличал тайные и мерзкие беззакония учителей и вождей израилевых, называя их «гробами поваленными». И они только искали удобного случая умертвить Его. Поэтому Христос говорит народу, какова будет их судьба и даёт некогда богоизбранному народу страшное предсказание: «Се оставляется дом ваш пуст…» (Мф. 23:38). Оставление народа Богом есть совершение суда Божия, за которым последуют бедствия и уничтожение народа.
Перед лицом непонимающих Его Он так и остался непонятен…
Чего хотели еврейские вожди народа? Они искали власти свободы от римского гнета земного владычества и благоденствия. Христос не проявил Себя как вождь и освободитель. Перед лицом непонимающих Его Он так и остался непонятен. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, и окончил жизнь, как будто побежденным, на Кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, чьи могилы и теперь не найти, и прах которых давно рассеян ветром пустыни…
Единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, что может сделать человеческое общество полноценным, что может дать истинное благоденствие, – это вера в Бога…
Но что открывает нам этот праздник? Человеческая история знает много примеров гибели древних цивилизаций. От них остались только великолепные могильные склепы, а то и просто пустыня. И когда Бог произносит суд над царствами – они рассыпаются в прах. Но история имела и другие примеры, когда царства представляли собой благолепие, когда процветало в них благочестие. Единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, что может сделать человеческое общество полноценным, что может дать истинное благоденствие, – это вера в Бога, это присутствие Живого Бога. Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческого духа, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; и Бог может превратить самую мощную и развитую империю в страшную пустыню, если там процветает нечестие и беззаконие. Перед нашими глазами это и сейчас происходит: сильные империи, узаконив содомию, превращаются в мерзкие могильники. Какой страшный урок получил народ, когда не признал Христа, Который пришел к ним с вестью о любви Божией и Царства Небесного! А тем, кто поверил Христу – Он завещал жизнь; Он их научил тому, что, кроме любви и готовности в своем ближнем видеть образ Божий на земле, – нет ничего важнее. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Такая любовь требует страдания и подвига, и внутренней чистоты. В жизни святых мы видим, что красота человеческой души способна удивлять ангелов. Об этом и говорит преподобный Макарий Великий, что нет ни на небе ни на земле красоты, равной красоте человеческой души. Но хотя достигается она великими скорбями и подвигом. Аминь.