Проповедь, иерей Алексий Крикунов
В это Воскресенье Святая Церковь продолжает омывать наше сознание Праздником Креста Господня. Этот праздник особенен тем, что просто насыщен тайнами. Стоит послушать слова стихиры, и мы слышим перечисление таин Креста: «Радуйся Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, Им же тля разорися и упразднися, Им попрана смерти держава, оружие непобедимое, бесов сопротивоборниче…». То есть, названы одни из могучих Божественных сил и таин Креста из множества. Отсюда проповедь крестная встречала жестокое упорство и эллинов, и иудеев. Проповедь о Кресте для иудеев была соблазн, для эллинов безумие. Религиозное и научно-философское знание народов отвергало эту проповедь. Этот праздник ставит и сегодня перед религиозным сознанием два сложных вопроса: Кому принесена жертва Христова? И почему для спасения человека понадобился Крест и страдание?
Максим Исповедник: «Он, Христос, преподнося как благий, всё достигнутое Им, тому, ради кого Он стал человеком». Это значит нам, людям…
Первый вопрос святитель Григорий Богослов разрешил так: «Если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти человека то спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, и за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Богу Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцем, но заменил жертвоприношение, вместо обещанной жертвы дал овна?». Самый ясный ответ дал Максим Исповедник: «Он, Христос, преподнося как благий, всё достигнутое Им, тому, ради кого Он стал человеком». Это значит нам, людям.
Вот по этой причине становится ясно, почему для исцеления человека необходим был Крест и страдания
Второй вопрос: Почему понадобились страдания? Ответ святых отцов был таков. Мир весь, сотворенный Богом, управляется Божественными законами, или энергиями. И эти энергии-законы неизменны, как и Сам Бог. Повреждения, которые происходят в человеке от греховной жизни, могут быть достаточно тяжелыми и мучительными. Но вот и восстановление, и исцеление душевного здоровья требует тоже страдания. Так же как и тело, поврежденное после жестокой травмы требует хирургической операции и страданий, так и повреждения души восстанавливаются через страдания. Вот по этой причине становится ясно, почему для исцеления человека необходим был Крест и страдания.