31.03.2024, Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Во второе воскресенье Великого Поста Святая Церковь чтит память Святителя Григория Паламы. Этот святитель имел достаточно богатый опыт не только в полемике с иноверными, но и с еретиками, которые неправильно учили о свойствах правильной молитвы. Святитель раскрыл много тайн о правильной молитве, и поэтому неслучайно Святая Церковь нам представляет образ святителя как учителя молитвы, где всякий желающий научиться молитве правильной может почерпнуть из его творений этот опыт.

…и начало духовной жизни появляется в человеке с того мгновения, когда он начинает совершать молитву

Святитель говорил о том, что молитва способна делать человека причастником Фаворского света, причастником Божественной Благодати. Без молитвы нет религии. Без молитвы нет никакой духовной жизни человека, и начало духовной жизни появляется в человеке с того мгновения, когда он начинает совершать молитву. Это единственная добродетель, которая способна соединять дух человека с Духом Божиим и возвышать его на неизмеримо высоких благодатных ступенях освящения.

Святитель говорит, что ум человека способен к видению, так же, как и глаз человека…

Поскольку молитва совершается в человеке посредством ума и сердца, святитель особое внимание обращает на свойства ума человека. Он говорит нечто удивительное о способности ума. Святитель говорит, что ум человека способен к видению, так же, как и глаз человека. Но ум имеет особые свойства, превосходящие око человеческое. Ум человека – не как зрение, которое видит все прочие вещи, а себя не видит. Ум человека способен не только познавать, видеть себя, но и выходить, обозревать весь мир, познавать его, видеть себя, возвращаться внутрь и познавать не только свои ощущения, чувства, намерения, но и вскрывать тайники грязных мыслей, желаний, и пресекать их действие внутри себя. Это одно из важных свойств ума человека – действовать внутри себя, и таким образом, человеческий ум может выходить, вращаться в мире и возвращаться к человеку.

Разумеется, посредством ума ты должен размышлять над всем, внимать себе и не давать возможности возникновению злых мыслей

Что наиболее свойственно уму? Он способен иногда и сам превосходить самого себя, когда вступает в область молитвы и общается с Высшим разумом, где он соприкасается не только с благодатью, но и с Самим Богом. Многие полагают, что ум наш – генератор и источник мыслей. Но, по учению Церкви, не ум генерирует мысли человека, но сердце. Об этом Господь говорит так: «От сердца бо исходят помышления злая…» (Мф.15:19). Несомненно, от состояния сердца могут исходить как самые благородные, благочестивые мысли, так и самые мерзкие. Вот почему святитель, цитируя Макария Великого, говорит: «Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами; ведь и все помыслы души – в сердце»: так что сердце – сокровищница разумной способности души и главное телесное орудие рассуждения. Отсюда, если просто по-человечески кто-то пожелает приучать себя к внимательной молитве – должен узнать, что для желающих принадлежать самому себе и научиться молиться, лучше учиться держать ум в себе под контролем. И даже когда ты обозреваешь видимое, вне себя, – то и тогда должен держать ум под контролем. Всякий новоначальный, кто начинал учиться молитве, мог заметить, что даже сосредоточив ум на краткое время – замечал, что ум постоянно скачет, и приходится его снова возвращать, но он ускользает от неопытных, которые не знают, что нет ничего самого трудного, чем уловить это трудноуловимое, летучее – их собственный ум. А потому святитель Григорий обращает наш взор к словам великого пророка Моисея, который первый сказал о некотором законе, выразив его кратко: «Внемли себе». Это означает не что иное, как ты должен поставить своему уму некоего стража. Внимая себе, ты не должен и позволять что-то без рассуждения. Разумеется, посредством ума ты должен размышлять над всем, внимать себе и не давать возможности возникновению злых мыслей. «Этого стража, – говорит святитель, – и приставь к своей душе и телу; с ним ты легко избавишься от дурных телесных и душевных страстей. Подчиняй самого себя, повелевай самому себе, проверяй сам себя, вернее же – подчиняйся, повинуйся и все испытывай». Исаак Сирин сказал: «Одним из святых написано: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом». Аминь.