07.04.2021, Благовещение Пресвятой Богородицы

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Дорогие братья и сестры, поздравляем с Великим двунадесятым праздником!

Праздник необычный, который всегда подвижен в отношении Великого поста, и поэтому сопрягается не только с простыми днями Великого поста, но и с праздниками Великого поста. И мы видели сегодня, что Богослужение вплетается в службу Великопостного Богослужения, – праздничное соединяется с Великопостным. Необычное событие, и наполненное многими таинственными событиями, многими Богословскими тайнами, которые достаточно важны для человеческого разума.

И здесь, мы видим событие Евангельское, которое хорошо известно всем. Дева Мария, живя в Назарете у праведного Иосифа, получает Благовещение от Архангела, который возвещает о исполнении того многовекового обетования, которое человечество ждало громадное количество лет. И вот пришло время его исполнения. Мы обратим внимание всего лишь на одну незначительную деталь таинственную, которая сопровождает этот праздник.
Дева Мария, – о Ней известно, что Она постоянно находилась в молитвенном состояние и рукоделии, и Ей были хорошо известны те молитвенные псалмы, которые в древности воспевали во время Богослужения и в частных молитвословиях.


И каково было таинственное состояние молитвы Девы Марии. Немножко приоткрывает завесу на эту тайну псалом, где псалмопевец открывает некоторую особенность и тайну правильного молитвенного состояния, и каковы есть различия между разными состояниями.

В псалме 83 псалмопевец говорит и начинает свой псалом словами: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе». Здесь Святые Отцы говорят нечто необычное. Всякий человек с глубокой древности знал, что поклонение Богу может производится в определенных местах, и для этого строили Священные алтари.

Знание, что именно у алтаря нужно произносить Священные Божественные имена, и там удобнее получать помощь, связано с понятием со Священным местом.

И в современное время храмы являются Священным местом, где Бог особенно слышит нужды и молитвы молящегося.

Но Святые Отцы говорят вот что: что мы все считаем себя рабами Господа, но приходя в Храм Божий, мы как рабы; более скажем, – не знаем, как положено себя вести в Храме, и как мы обязаны обращаться к Богу, и молиться Богу, и вообще, что должны делать в Храме.

Удивительно, что псалмопевец указал на эту особенность. И она открывает ту тайную молитву, которой обращалась к Богу Дева Мария.

Он говорит, что мы, если входя в Храм, мы более входим как рабы, которые, не столько ищем исполнения воли Божией, сколько желаем избежать гнева Божия и наказания.
Мы ищем и просим у Бога земных благословений и дарований, которые растрачиваем на свои, часто житейские нужды, и иногда злоупотребляем ими. И получается, что наши прошения оказываются недостойными.

Так вот, Святитель Филарет и говорит: посмотрите каково было состояние молитвы древних, где псалмопевец говорит о своем состоянии: «Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе». Вот молитва Святых мужей, входящих во Святой Храм.
Они всецело здесь придавались тому Священному ощущению присутствия Бога.
И чем сильнее это ощущение, тем полнота общения человеческого духа происходит с Богом.

Но и далее, в этом псалме, вдруг неожиданно Святые Отцы говорят о том, что каково удивительное было показано в глубокой древности высокое состояние молитвы у Святых и благочестивых мужей.
И говорит об этом псалмопевец так, что «блажен муж», в этом же псалме следующий стих звучит так: «Блажен муж, ему же крепость его у Тебе; восхождения в сердце своем положи», – это означает, что блаженство человека молящегося перед Богом, – оно связано с удивительным важным действием, которое должно происходить.
И здесь сказано «восхождение в сердце своем положи». Что значит это восхождение?
Святитель Филарет объясняет: восхождение означает пресечение злых, греховных, дурных мыслей, и восхождение к добрым, благим и праведным помыслам, которые человек должен как в Храме, так и во всей своей жизни наблюдать.
Без этого невозможно внутреннее изменение человека, без этого невозможна правильная молитва.

Это одно из высоких состояний, которые псалмопевец говорит, что это праведники, живущие в дому Господнем. И так их определил эту разновидность Святых.
Они живут в доме Господнем, и даже тогда, когда выходят из него, – они не оставляют в сердце Бога. Это высокий уровень состояния молитвы, и чаще всего для нас недостижимый, но и им обладала Божия Матерь.

Для нас более близок и существенен будет другой вид посещения Храма. Он указан тоже в этом псалме, и он несколько ниже, но не менее спасительный.

И там псалмопевец, в следующем стихе говорит, – это 83 псалом, – псалмопевец говорит о себе, – что я недостоин этого высокого состояния молитвы и потому, я, хотя бы, – вот дословные его слова в славянской версии – «изволих приметатися в дому Бога моего». Что значит в славянском слово «приметатися»? Это значит сидеть на пороге Храма и молить оттуда Бога о помощи и изменениях в своей жизни.

Псалмопевец выразил, если, в русском, скажем, недословном переводе, мысль эту выразить нужно так, что я считаю себя недостойным жить в Храме, присутствовать, и молиться, и этот для меня подвиг высок, поэтому я считаю для себя лучшим сидеть на пороге перед Храмом на паперти и молить Бога. И дальше слова псалма «паче, неже жити ми в селениих грешничих», – то есть я лучше буду сидеть на пороге Храма, и считаю это высочайшем достоинством, чем жить в неге, довольствии и славе в селениях грешников, которые не чтут Бога и не знают.

Вот такие важные, достаточно мысли в этот праздник предлагает нам Святитель Филарет, изъясняя тайну этого праздника и тайну молитвенных состояний, которые доступны были как праведникам, так и для нас грешных.
Всех вас дорогие братья и сестры, поздравляем с этим Великим двунадесятым праздником! Желаем вам помощи Божией, молитвенного и благодатного утешения от Девы Марии! И Помощи Божией на оставшиеся дни Великого поста.