01.11.2020, Неделя 21-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали притчу Спасителя о сеятеле. Господь часто обращался к своим слушателям в форме притчи. И однажды он обратился к ним с таким рассказом: вышел один сеятель сеять на свое поле семя, и одно семя упало при дороге, налетели птицы и поклевали его, и оно не принесло никакого плода. Иное упало на каменистую почву, не смогло дать корня и засохло. А некоторое упало на добрую почву и принесло обильный плод. И когда Христос остался с учениками наедине, без народа, они спросили Его, что же означает эта притча? И Господь объяснил им, что семя — это Слово Божие, и семя, которое упало при дороге, не выросло потому, что дъявол похитил его. Упавшее на каменистую почву не смогло дать корня. Вроде бы росло, вроде бы появился росток, но так как нет основания — оно засохло. Иное еще упало в терние и не смогло пробиться сквозь эти сорняки, потому что заботы и суета этого мира не дали возрасти Слову Божиему в сердце человеческом. А упавшее на добрую почву упало в доброе сердце и принесло многий плод.

И казалось бы, что нам об это говорить? Сам Спаситель перед Своими учениками раскрыл смысл этой притчи. Но можно посмотреть на нее немножко по-другому, если вспомнить слова Спасителя, которые являются как бы продолжением этой притчи. Однажды Он сказал: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода». И конечно же, здесь говорится о том, живет человек для себя или нет. И живущий для себя, только по своим желаниям, по своим хотениям, естественно, никогда не может принести никакой плод, потому что это противоречит любви. Любви, которая всегда живет не для себя. А ведь о Любви, о христианстве, о Божественной Любви все Евангелие! Вся жизнь Спасителя, все Его слова! И только тогда, когда человек умирает для себя и живет для другого, вот только тогда в сердце человеческом произрастает тот самый плод, о котором говорится в притче. Можно сказать, что Божественной Любви противоречит эгоизм человека, собственное «Я», которое не дает никак возрасти Любви в нашем сердце. Для себя мы живем или нет? Есть у нас эгоизм или нет? Как трудно бывает порою нам это вовремя понять! Ведь, казалось бы, и стараемся вроде все для ближнего, и порою из кожи вон лезем, чтобы наш ближний понял нас или научить его, а происходят конфликты, происходят разделения, происходят непонимания… И все это оттого, что мы не понимаем, что в нашем сердце, глубоко внутри, мы хотим так, чтоб исполнялись только наши желания, наши стремления, и наше «Я» торжествовало. Порой бывает так, что наш эгоизм подпитывается даже христианскими подвигами: мы можем много молиться, мы можем класть поклоны, мы можем соблюдать все, мы можем даже регулярно исповедоваться и причащаться, но не замечать того, что происходит в нашем сердце, не замечать, как мы думаем о себе, а может, даже и не думаем, но глубоко, в подсознании, у нас шевелится понимание, что мы не такие, как прочие человецы — грешники, мытари, блудницы. И это дает повод нам опять возвыситься и понять, что мы-то правильно живем. У нас-то и есть грехи, но, может быть, небольшие, да и те на исповеди мы все сказали. И вот такие чистые дущою выходим, и вдруг ни с того, ни с сего, происходят конфликты, происходят ссоры и непонимания. И плачем мы, и страдаем, и не понимаем, что же происходит? А ведь ответ здесь, он прост: мы не умерли для самих себя, чтобы жить для другого. А ведь в этом и заключается Любовь — та Любовь, о которой говорит Христос: когда зерно умирает, то производит многий плод, а когда оно не умрет, то остается одно.

Вот будем помнить, братья и сестры, об этих страшных словах Спасителя. И будем понимать, что если есть еще у нас с ближними непонимание, конфликты и разделения, то, может быть, виноват наш эгоизм, виновато наше собственное «Я», а не тот ближний, которого мы хотим научить жить, пусть даже по-христиански.

Аминь! С Праздником!