25.09.2022, Неделя 15-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Нынешнее воскресенье называется неделей перед Воздвижением, и Церковь богослужебными текстами готовит наш разум к познанию тайн нашего спасения, тайн духовного рождения, тайны Креста. И вот, в Евангельском чтении мы слышали повествование, как Спаситель в беседе с Никодимом приоткрывает тайну спасения человека через крестные страдания.

Господь напоминает Никодиму библейское сказание о том, как Моисей однажды спас народ Израиля в пустыне. Господь говорит Никодиму, что как Моисей вознес змею в пустыне на древке, так подобает быть вознесенным Сыну Человеческому. Зачем напоминает Господь этот древний образ? Это событие, которое послужило прообразом грядущих событий – страдания и вознесения Христа на Кресте. Вот что произошло в древности, повествует Библия: иудейский народ, странствуя по пустыне, зашел в одно место, где было множество ядовитых змей, которые жалили народ, и многие умирали. И Бог повелевает Моисею сделать из меди изваяние змия, и повесить на древке среди стана, и сообщить народу: «Кто будет смотреть на это изваяние – не умрет». И люди получили посредством этого знамения некоторую помощь, потому что, кто был ужален змием, прибегал к этому повешенному на древе изваянию, и, взирая на него, сохранял жизнь. Здесь мы видим, какую связь имеет ветхозаветное сказание с новозаветными, и должны понять, что и там, и ныне, – действовал один и тот же Бог, Который и давал соответствующие законы как в Ветхом, так и в Новом Завете. И Господь не прямо сказал Никодиму, что: «Я буду вознесен на Крест», но Он прикровенно сказал, что: «Как вознес змею в пустыне Моисей, так подобает и Сыну Человеческому быть вознесенным на Крест». И далее, Он начинает открывать ему истину спасения человеческого рода, и говорит: «Так Бог возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, чтобы мир не погиб».

И здесь открывается тайна многих догматических и вероучительных истин, которые хранит Церковь, что: «Сын Божий нисходит на землю для исцеления рода человеческого. Он сходит так, что не оставляет недр Отчих, то есть не оставляет Своего пребывания с Богом Отцом, и сходит на землю, принимает плоть, и совершает спасение человека». Здесь удивительно то, что Бог не послал ни Ангела, ни пророка для спасения человека, но посылает Сына Своего. Было велико и удивительно то, если бы Он послал и Ангела, но здесь нечто поразительное, что Бог посылает Своего Сына, и это обусловлено тем, что человек получил настолько серьезные повреждения после грехопадения, что понадобилось Богу снизойти на землю, чтобы исцелить человеческое естество от этого повреждения. И в чем оно заключалось? Особенность повреждения, происшедшее в человеке – заключалась в том, что все естественные свойства природы человека приобрели в результате грехопадения противоестественные свойства, и исцелить человека было невозможно никому кроме Бога, и потому Бог нисходит на землю. Здесь мы встречаемся с неким парадоксом – Богу понадобилось снизойти на землю, чтобы исцелить человека, но человек, живущий на земле в своем естественном состоянии, даже не чувствует своего повреждения. И потому Бог говорит совершенно ясно и определенно в тексте Священного Писания, Он говорит, что: «Я пришел принести свет в мир, чтобы все увидели свет». И в этом свете человек что-то должен познать.

Что для человека самое опасное, который находится в тяжелой болезни? Это незнание, неведение своего диагноза, незнание и неведение пораженности своего организма болезнью. Некоторые болезни имеют специфику такую, что человек долго не чувствует своей болезни, и даже когда говорит ему врач – ты тяжело болен, – он не верит, смеется, не доверяет врачу. Таково состояние человека. Но Бог это состояние человека предупреждает, и говорит: «Я пришел, и принес в мир свет, и теперь никто не может сказать из людей, что он не видел этот свет. Никто не сможет утверждать, что мрак лучше, чем свет, и как никто не сможет утверждать и то, что он не смог увидеть этот свет, который явил Бог в мир». И особенность этого света в том, что он обнажает и открывает человеку его истинное состояние, пораженное грехом. Бог предупреждает почему люди не идут к свету. Но люди более возлюбили тьму, чем свет, и причина этому та, что дела их были злы. И, они не хотят идти к свету. Это важное для нас учение, которое должно приоткрыть нам истину нашего истинного состояния глубокой поврежденности, которую мы и должны непременно изменить в этом мире, для того, чтобы приобрести вечность. Если следование закону Божиему в Ветхом Завете – за это человеку обещалось благоденствие и долголетие, то в Новом Завете человеку обещается вечная жизнь и Царство Божие. Несомненно, несравненно большее, чем то, что обещалось ранее. Поэтому и нам, живущим в этом мире, очень важно понять, слышать, и разумевать слова Бога, обращенные к нам, Который говорит: «Ходите во свете доколе есть свет, да сынами света будете». Аминь.