21.01.2024, Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Праздник Крещения наполнен очень важными истинами и глубокими тайнами. Для нас этот Праздник является сокровищницей истин веры как для людей, принявших крещение. И, несомненно, что многие из этих тайн трудно понимаемы. Но обращаясь к толкованию святителя Иоанна Златоуста, находим много полезного для утверждения нашей веры. Так, святитель Иоанн Златоуст говорит, что во дни оны прииде Иисус и крестися во Иордане. «Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя тридцать лет? Потому, что после этого крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его». Другой, не менее важный вопрос: почему Иоанну Крестителю вздумалось совершать крещение? Евангелист Лука объясняет: «бысть глагол Божий ко Иоанну сыну Захарии в пустыни» (Лк.3:2). То есть Сам Бог повелел этому праведнику выйти из пустыни, проповедовать и крестить. И не менее важный вопрос: почему Иоанн Креститель совершает это Крещение? Сам сын Захарии Предтеча говорит об этом так: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33), Тот и есть посланник-Мессия, Который должен быть явлен. Отсюда мы понимаем, что явление Мессии должно было произойти при этом необычном событии. И это было Крещение во Иордане, которое и совершал Креститель Христов Иоанн. И, наконец, мы видим, что это событие было необычайным: Креститель выходит из пустыни. Он явился перед народом, как некий ангел – чистый по жизни и говорил, обращаясь к народу, о покаянии. Хотя в Евангелии сказано, что Креститель проповедовал покаяние во оставление грехов – тем не менее, апостол Павел говорит, что крещение Иоанново не давало отпущение грехов. Это повторяют и Святые Отцы.

Поэтому-то и приходит Иоанн, чтобы привести их к сознанию своих грехов…не для того, чтобы они были наказаны, а чтобы стали через покаяние более смиренными

Это крещение Иоанново и не могло давать отпущения грехов, потому что Голгофская жертва еще не была принесена, Дух Святой еще не сошел на апостолов, и не было прощено человечеству грехов. По этой причине мы понимаем, что нечто было особенным в том, что евангелист сказал, что Креститель проповедовал покаяние во отпущение грехов. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Итак, что же значит – «для отпущения грехов»? Нераскаянны были иудеи и никогда не чувствовали грехов своих, но будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными, а это-то особенно и губило их, и отдаляло от веры. Поэтому-то и приходит Иоанн, чтобы привести их к сознанию своих грехов, и цель пришествия Иоанна состояла в том, чтобы расположить их к познанию своих грехов и склонить к покаянию; не для того, чтобы они были наказаны, а чтобы стали через покаяние более смиренными, осудили самих себя и прибегли к получению прощения. Итак, крещение Иоанново пролагало путь к другому. Потому-то и сказано: «Чтобы веровали в Грядущего по нем» (Деян.19:4).

Проповедь Предтечи была просто поразительной! Предтеча обратился к народу с такими словами, которые никогда не слышал народ и которые никогда не произносил ни один из пророков…

Проповедь Предтечи была просто поразительной! Предтеча обратился к народу с такими словами, которые никогда не слышал народ и которые никогда не произносил ни один из пророков. Предтеча говорил народу о небесном Царствии, о пришествии Мессии и о необычайных явлениях, которые должны произойти. Он неожиданно говорит о необычайном явлении, которое произойдет при том событии. Сказал, что Мессия будет крестить Духом Святым и огнем. Это было поразительно для иудеев, поскольку они знали, что стихия огня – это было нечто необычное, которое сопровождало пророческое служение. И вдруг это обещано всякому человеку из народа, который приступит ко крещению у Мессии и, приняв крещение, получит эти необычайные дарования! Для чего говорил пророк такие слова? Чтобы возбудить в народе интерес к Тому о Ком проповедуется. Проповедь Крестителя поражала слушателей потому что он свидетельствовал о себе словами пророка Исаии, который предсказал, что вот тот который предварит Мессию, – он будет возвещать и вопить в пустыне. Пророк Исаия предсказал и те слова, которые должен произнести Предтеча: «Приготовьте путь Господень, правы творите стези Его… Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся …; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:4-6). И Иоанн Креститель в точности повторяет эти слова. Ветхозаветный пророк Исаия в точности предсказал и место, и необычайную проповедь, которую должен произнести Предтеча. Он говорит, что проповедь должна будет раздаться в пустыне и называет Предтечу «гласом вопиющего в пустыне», и что его проповедь будет о покаянии, и что все люди будут призываться к изменению образа жизни. Это означает, что люди всяких сословий, различных взглядов на жизнь – все могут прийти к единению в этом общем учении. Он предупреждает, что это будет необычайное явление, когда «Всякая плоть увидит спасение Божие» (Ис. 40:5).

Но Иоанну Крестителю было открыто их истинное состояние и то, что они не ищут истины, а искушают его, чтобы обвинить…

Фарисеи и старейшины приходили к крещению, и крестились, но не пребыли в вере проповеданному. И евангелист Иоанн открывает нам злобу их. Когда они спрашивали: «Ты Илия?» Христос ли ты? тотчас прибавляет: «А посланные были из фарисеев» (Ин.1:24). Фарисеи же хотели уловить его. Так как, например, было известно, что Христос придет из веси Давидовой, а Иоанн был от колена Левиина, то они и предлагали ему коварный вопрос, чтобы в самом его ответе найти случай обвинить его. Они всё-таки нападают на него, говоря: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия…» (Ин. 1:25). Но Иоанну Крестителю было открыто их истинное состояние и то, что они не ищут истины, а искушают его, чтобы обвинить. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3:7). Так как они величались своими предками, что и было причиною их погибели, и повергло их в беспечность, то он исторгает самый корень их гордости. Впрочем, Иоанн не останавливается на одном обличении, но чтобы более устрашить их говорит следующее: «Уже и секира при корне дерев лежит» (Мф.3:10). Этими словами он показывает, что нужны одно только желание и вера, а не труды и подвиги; и, как легко креститься, так легко и перемениться и сделаться лучшими: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3:8). Вся речь его вселяет ужас, да и они требовали сильного обличения. Иоанн, в доказательство того, как легко приносить плоды, присоединяет: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11).

Мы, стоящие здесь, в храме сейчас, должны понимать, что если таково обращение было тогда, то оно, несомненно, важно и для нас…

Древние пророки призывали народ: «Отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима» (Ис.1:16). Мы, стоящие здесь, в храме сейчас, должны понимать, что если таково обращение было тогда, то оно, несомненно, важно и для нас. И когда Предтеча говорил об этом народу, он предупреждал и фарисеев, и книжников, говоря: «Уже и секира при корне дерев лежит» (Лк.3:9). Это некий иносказательный слог, который должны были понять ученые мужи Израиля, что наказание уже настолько близко, что секира, лежащая при корне, означает близкую смерть и наказание, если человек не покается, и что не будет времени больше для покаяния. Далее Предтеча утверждает и другое, что это знак древний, которые употребляли древние пророки: когда пророки пытались образумить народ, – многие насмехались и вопрошали: «Где есть День Господень? Пусть придет – мы увидим и тогда поверим». То есть они не верили и своим пророкам. Поэтому здесь Предтеча говорит о том, что времени уже не будет для исправления. Время сокращено, и нужно принимать это свидетельство Его, поскольку Мессия уже явлен миру.

…мы, будучи крещеными, должны следовать тем знаниям, которые нам открыты и апостолами, и Самим Богом…

Вот и для нас этот Праздник являет очень важную истину, что мы, будучи крещеными, должны следовать тем знаниям, которые нам открыты и апостолами, и Самим Богом, и следовать этому учению, поскольку те события в мире, которые происходят сейчас, побуждают нас к тому, что времени осталось очень мало, и близко исполнение последних судеб, которые завершат существование этого мира. Аминь.