24.03.2024, Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Великий пост, который мы знаем сегодня, сложился не сразу. Христиане первых веков постились совсем по-другому. И вот этот Великий пост возник из-за того, что люди, готовящиеся ко Крещению, обучались, ходили на богослужения и постились достаточно строго и долгое время. Вот из этого поста оглашенных и возник Великий пост. Люди, готовящиеся ко Крещению, ходили на Божественную литургию, слушали чтение Священного Писания, его объяснения, а потом, после возгласа дьякона: «Елицы оглашенные, изыдите!» – уходили. Поэтому Священное Писание, читаемое во время Великого поста на воскресных Литургиях, обращено именно к этим людям – к тем, которые готовились принять Святое Крещение, которое совершалось в давние времена или в Великую Субботу, или на саму Пасху.

«…отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Эти красивые слова – образ того, что Господь становится ближе к человеку…

Так и сегодняшнее чтение. Мы с вами слышали рассказ о том, как Христос призывает двух Своих учеников – Филиппа и Нафанаила, и говорит им: «…отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Эти красивые слова – образ того, что Господь становится ближе к человеку, вместе с ним, и наступает Царство Небесное. Конечно, это новая жизнь, эти отверстые небеса – возможны были после того, когда крещаемый в Великий праздник сподобился сходить в купель, получал благодать Святого Духа и первый раз полностью присутствовал на Божественной литургии, и принимал вместе со Святой Церковью Святые Дары – Тело и Кровь Господню. С тех пор прошло времени очень много. Многое изменилось в нашей церковной жизни, и теперь мы не готовимся так долго к тому, чтобы принять Святое Крещение. Само Крещение проходит достаточно будничным образом, и зачастую мы совершенно не чувствуем близость Бога к нам. Наша жизнь продолжает течь так же, как обычно. Мы не видим Ангелов Божиих, которые восходят и нисходят к Сыну Человеческому.

И вот таким образом, соблюдая некие внешние действия, мы надеемся, что Господь нас посетит, что Он ниспошлет Свою Благодать на наши души

Почему же так происходит? Почему новая жизнь, завещанная Христом, открывается не всем, не каждому, и не сразу? Всё-таки благодать – она осталась той же самой. Наверное, дело в людях. Наверное, дело в нас с вами. Мы привыкли сейчас, в большинстве своем, исполнять ритуал. И, таким образом, думаем, что благодать Святого Духа должна сойти на нас. Мы регулярно стараемся каяться в своих грехах, мы приходим на Божественную литургию и каждый, со своею периодичностью, стараемся причащаться. Мы читаем молитвы, которые положено прочитать в том или ином случае – вечером, утром, перед Божественной литургией, может, ещё что-то… Само Евангелие даже включено в этот процесс. Кажется, главу Евангелия нам надо обязательно прочитать и внести в свое правило. И вот таким образом, соблюдая некие внешние действия, мы надеемся, что Господь нас посетит, что Он ниспошлет Свою Благодать на наши души.

Но ещё Господь говорил, что дело не во внешнем делании

Но ещё Господь говорил, что дело не во внешнем делании. И святые отцы уверяют нас с вами в этом. Святой Симеон Новый Богослов пишет: «В силу веры, прежде всякой другой добродетели, приходит благодать Божия, как основание всякой добродетели, и уже помощию благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенною; так что всякая добродетель, не от благодати Божией бывающая, вменяется у Бога не в настоящую добродетель, потому что такая добродетель не Божия». И становится понятным, почему человек нецерковный, будь он трижды добрый, делающий добрые дела, старающийся правильно относиться к людям, никогда не будет вместе с Богом. Исидор Пелусиот продолжает: «По какой причине благодать Божия нисходит не на всех? Знай же… сие бывает потому, что она испытывает сперва произволение, а потом нисходит. Ибо хотя и благодать, но изливается не просто, но, соразмеряясь с приемлющими, истекает в такой мере, в какой найдет вместительным представленный ей сосуд веры. А если бы не требовала она сперва зависящего от нас, то нисходила бы на всех, но поелику испытывает произволение и потом посещает… то на одних нисходит и пребывает на них, от других же отступает, а на иных не нисходит и первоначально».

Мы можем всё исполнять в полноте – тот же самый Святой пост, но если в душе нашей будут гнездиться страсти – ничего у нас с вами не получится

Можно ещё много зачитывать цитат святых отцов. Но они сводятся к одному: только наша внутренняя жизнь, только состояние нашей души является причиной, по которой благодать может снизойти на нас. Мы можем соблюдать многие церковные правила, уставы. Мы можем всё исполнять в полноте – тот же самый Святой пост, но если в душе нашей будут гнездиться страсти – ничего у нас с вами не получится. Господь нас призвал к чистой жизни, к свету, к радости, к любовному общению друг с другом – только так возможно, чтобы мы стали Божиими людьми. Только в чистоте и в радости Божией возможно снисхождение благодати, когда мы причащаемся. Сколько рассказов святых отцов, когда они видели людей причащающимися внешне, но благодать не сходила на этих людей! Таких рассказов множество. Поэтому задумаемся об этом. Святой пост – это время, когда можно поглубже заглянуть в свое сердце, понять, что залог нашей с вами христианской жизни – это чистая жизнь без греха, без страстей. Эти страсти нужно отвергнуть, чтобы понять, какая же радость жить без них! Какая же свобода наступает, когда мы освобождаемся от того, что нас тяготит! Какая радость в сердце поселяется, когда мы ходим стопами Господними!

…чтобы то, что говорит Христос, эти святые слова, звучащие из Нового Завета, стали нашим путеводителем не во внешних деяниях, но во внутренней жизни…

Давайте вдумываться в Святое Евангелие, давайте соизмерять Его с нашей жизнью, давайте сделаем так, чтобы прочитанная глава Евангелия была не просто галочкой за сегодняшний день, а стала руководством к нашей духовной жизни, чтобы то, что говорит Христос, эти святые слова, звучащие из Нового Завета, стали нашим путеводителем не во внешних деяниях, но во внутренней жизни, чтобы ожил, наконец, наш внутренний человек и засиял Божественной любовью, к которой все мы призваны Богом. Аминь.

С праздником вас!