27.11.2022, Неделя 24-я по Пятидесятнице. Заговенье на Рождественский пост

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днём. Всякий раз, когда мы посещаем храм Божий в воскресный, праздничный или будний день, всякий раз, уходя из храма Божия, мы должны уносить с собой частицу святыни в Боге. И эту святыню не терять, а умножать. Святая Церковь утверждена Богом на земле для спасения человека, для того, чтобы научить нас правильно понимать Слово Божие и исполнять его. Мы с вами, как христиане, призваны не только верить в Бога, но и делать это правильно. Этому нас может научить только Святая Православная Церковь. Сегодня в Евангельском чтении устами Самого Бога она научает нас, как правильно исполнять практически заповедь Божию о любви. Это научение является продолжением слов Христа, сказанных Им прежде о любви к Богу, к ближнему, к самому себе и даже ко врагам нашим. Всякое слово Божие, оно впечатляет нас, ибо оно приложимо к жизни каждого человека.

Один законник, искушая Христа, спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Мы в своей жизни, если не часто, такожде подходим к Богу и спрашиваем, как нам спастись. Мы вопрошаем Его, не искушая, а лукавя, прикрывая свою беспечность, малодушие и духовную леность, уводящие нас со стези доброй жизни в Боге, со стези спасения. Мы вопрошаем Бога, как нам спастись, лукавя и оправдываясь тем, что жизнь сейчас тяжелая, она толкает нас на компромиссы.

Все мы с вами, братья и сестры, хорошо знаем Закон Божий, читаем каждый день Слово Божие, знаем требования Бога, и знаем, как их исполнять. Но, вступая в сделку со своей совестью, мы только умножаем ту пропасть, которая разделяет нас и Бога. Мы успокаиваем себя, разводим руками и, ссылаясь на какую-то выдуманную необходимость, спрашиваем с недоумением: «Как нам исполнить Божии заповеди? Как нам спастись?». Это вопрос самооправдания и лукавства. Господь заставляет лукавого законника признаться в том, что ему известен путь спасения. «В законе что написано, как читаешь?» – спрашивает его Христос. И законник был вынужден признаться, что ему известны заповеди о любви к Богу и ближнему. И дальше Господь, не укоряя его и не гневаясь, смиренно призывает его к исполнению долга: «Делай так и спасёшься». Эти слова Бога относятся к каждому из нас.

Что лукавить, все мы прекрасно знаем Закон Божий, спасающий всегда каждого человека во всякое время. Закон Божий, – он один. И заповеди о любви к Богу и ближнему, они непреложны будут даже до скончания века. Это два якоря в жизни человека. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, и ближнего твоего, как самого себя. Но законник не сдается, он ищет всевозможные лазейки для самооправдания. Он как будто не понимает, кто его ближний, которого он должен любить. И вот это лукавство этого законника, оно так характеризует каждого из нас в стремлении успокоить себя, самооправдаться. Оно так живо в каждом из нас. Мы изыскиваем всевозможные лазейки, чтобы оправдать себя. Эти лазейки находятся очень легко и быстро, потому что если взять во внимание Закон Божий, то он очень широк и глубок.

Невольно встает вопрос: как исполнить эти заповеди, как приложить их к своей жизни практически? Возьмем заповедь о любви к ближнему. Если это повеление Закона Божиего, если это излучение Божественной любви, то сразу встает множество вопросов. Считать ли человека, находящегося в состоянии греховного несовершенства, совершенно неспособным к христианской любви? Приступать ли к делам христианской любви в процессе своего христианского очищения? Или эти дела любви можно делать, не заботясь о своем совершенствовании в Боге? И может ли вообще человек грешный, несовершенный, исполнить заповеди Закона совершенного? Вопросов этих множество. Они могут быть и лукавыми, для самооправдания, а могут быть и чистосердечными вопросами недоумения.

И вот Господь, снисходя к нашей немощи, научает нас заповеди о любви к ближнему. Он дает законнику ответ в этой притче, и нам в то же время урок, как мы должны практически исполнять заповедь о любви ко всем людям. Он дает ответ законнику в притче о милосердном самарянине. Мы все эту притчу прекрасно знаем. Важная мысль этой притчи изложена в последних словах Христа: «Иди и ты поступай так же». Иди и ты делай добро всякому, кто нуждается в помощи, несмотря на его социальное положение, на его национальное происхождение. Пусть он будет для тебя ближним и другом, и тогда ты тоже будешь для него ближним.

Таким образом, близость определяется не степенью нашей внешней взаимной связи, не принадлежностью к какой-либо нации, не принадлежностью к определенной религии или обществу, а способностью человека откликнуться на чужое горе, на чужую беду, на чужую жизнь. Чем больше у человека этой способности (а это зависит от самого человека), тем больше становится круг его ближних. И он становится ближним для других людей. Так как идеалом нашего внутреннего совершенствования в отношениях человека к человеку являются слова Христа: «Будьте сынами Всевышнего», то следовательно, в Богосыновстве все люди как чада Божии – они наши с вами ближние, в том числе и враги, и недруги, и ненавидящие нас.

Таким образом, в этой притче о милосердном самарянине, Господь дает ответ всем людям, на все времена, – кто наш ближний и на кого мы должны распространять свою любовь и добрые дела. Этот ответ прост и ясен для каждого человека: иди и ты поступай также, иди и ты делай дела любви для каждого человека. И хотя заповедь о любви возвышена по Божественному учению, но надо принять во внимание главное, начало и завершение этой заповеди: иди и делай от всей души добро, делай его во имя Бога, делай ближнему в Боге и тогда ты непременно исполнишь заповедь Божию о любви, и спасешься.

Исполнение Божиих заповедей возможно только при Божией помощи. Сами мы малосильны, немощны и слабы, и не в состоянии исполнить заповедей Божиих. Но при помощи Божией, которая даруется нам в Святой Церкви и Святых Таинствах, человек, укрепленный Божественной благодатью, исполнит все заповеди, начиная с главной заповеди о любви, и спасется.

С праздником вас, друзья!