Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня на Литургии мы с вами слышали притчу о милосердном самарянине. Один человек подошел ко Христу, и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». И Христос привел его к ответу, который был очевиден для законника, для человека, который знал весь Ветхий Завет. «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем помышлением твоим, и ближнего твоего как сам себя». Но этот человек задает Христу вопрос: «А кто есть мой ближний?». И действительно, этот вопрос стоит перед нами с самого начала жизни человечества. Ведь нас разделяет очень многое. Разделяет национальность, разделяет социальное положение в обществе, разделяет цвет кожи. Очень много найти можно того, что делает людей далекими и чужими друг другу. И вот Христос на это вопрошание рассказывает притчу. О том, как на одного человека напали разбойники, ограбили, избили, и он без сил лежал при дороге. По этой дороге шел священник, увидел его, и прошел мимо. Тоже самое сделал и левит – это служитель храма. И только самарянин, который принадлежал к недружественному к иудеям народу, остановился, помог, довез до гостиницы, дал ещё денег и оказал всяческую помощь тому человеку, который попал в беду.
И, конечно же, из этих слов Христа ясно, что ближний нам, это тот человек, который встречается нам в нашей жизни. Независимо ни от чего…
Чтобы представить нам примерно, что же произошло тогда, – это как если бы сейчас православного человека ограбили, избили, он бы был не в силах подняться. Рядом бы на машине проезжал священник – он увидел бы и проехал мимо, проходил бы алтарник, и он тоже не поучаствовал в жизни этого человека, а шел бы какой-нибудь баптист, и оказал ему тоже самое, что мы услышали в притче. Вот примерно так складывается притча, если бы она была перенесена на сегодняшнее время. И, конечно же, из этих слов Христа ясно, что ближний нам, это тот человек, который встречается нам в нашей жизни. Независимо ни от чего – независимого от его веры, от его положения, независимо от того – бедный он, богатый, знаем мы его или не знаем его – это наш ближний, которого мы должны возлюбить так же, как Господа Бога.
Мы можем сталкиваться с этими людьми каждодневно, и вот от нашего с вами отношения к этим людям зависит – стали мы христианами, или нет…
Конечно, это по-человечески невозможно понять, но вот давайте послушаем то, что говорит Ефрем Сирин. На самом деле, этот великий святой говорит нам очень страшные слова: «Без любви всякое дело нечисто. Если кто-то хранит девство, если постится, или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если строит церкви или иное что большее делает, – всё сие без любви ни во что не вменится перед Богом. Потому что не благоугодно сие Богу. Итак, ничего не предпринимай делать без любви». Конечно, эти слова могут ударить в самое сердце, потому что каждый из нас понимает, что в нас нет вот той самой заповеданной Христом любви. Когда человек живет совсем без любви, можно сказать, что он находится в аду ещё здесь, при этой жизни. Если человек любит своих близких – мужа, жену, детей, родственников – это очень хорошо, но этого не достаточно, потому что Господь нас призывает любить ближних, и в числе этих ближних могут быть даже враги. Это может быть злая соседка, это несправедливый начальник, это неблагодарный родственник, это ещё кто-либо, и не важно, человек попал в беду или нет, – как этот человек, которого разбойники ограбили. Мы можем сталкиваться с этими людьми каждодневно, и вот от нашего с вами отношения к этим людям зависит – стали мы христианами, или нет.
И действительно, только заповедь любви приведет нас в Царство Небесное. И только один грех есть на земле – это нелюбовь…
Но с чего же нам начать? Как же нам начать воспитывать эту самую любовь христианскую в себе? И вот здесь нам на помощь приходит авва Дорофей, который говорит: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не унижай, не укоряй, и таким образом начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему, или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступеньки на другую, достигнешь с помощью Божией верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит – возлюбить ближнего своего как самого себя». Авва Дорофей говорит, чтобы мы старались ни в коем случае не обидеть того человека, который рядом с нами, не огорчить его ни словом, ни делом, ни даже помышлением. И вот начиная с этого малого, с отношения к ближнему, чтобы не укорить его ни в чем, мы можем постепенно взращивать вот это самое чувство, которое нам заповедал Господь, и без которого мы никогда не найдем вечной жизни и личного спасения. И действительно, только заповедь любви приведет нас в Царство Небесное. И только один грех есть на земле – это нелюбовь. Всё остальное – это производное, истекающее из того самого состояния, которое есть внутри человека, в его сердце, в его душе, в его внутренней жизни. Вот будем помнить об этом, братья и сестры, никогда не будем забывать, что любовь – это и есть Царство Небесное, любовь – это и есть жизнь вместе с Богом, любовь – это то, что нам даст вечную жизнь. Аминь.
С праздником!