02.04.2017, Неделя 5-я Великого поста, Преподобной Марии Египетской

Протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в пятое воскресение Великого поста празднуется память святой преподобной Марии Египетской. Многие из вас знают ее житие, тем более, что каждый год в храме читается это житие с амвона на богослужении, в четверг пятой седмицы поста, при чтении всего Великого Покаянного Канона Андрея Критского. Мария была грешницей и, более того, до своего обращения, ей нравилась эта жизнь. Она грешила не потому, что у нее были стесненные обстоятельства или она голодала, нет, ей нравилось жить в этой атмосфере внимания мужчин и пития вина, совершенно не утруждаясь и не нуждаясь ни в чем.

И вот, однажды, сила Божия не дала ей войти в храм, и перед Марией встал выбор. Встал выбор своего дальнейшего образа жизни, выбор того, что же ей дальше делать и, окинув свою прежнюю жизнь, она ушла в каменную пустыню Палестины, чтобы там провести десятилетия, борясь с искушениями, которые у нее возникали.

Всегда, когда мы читаем чье-то житие или евангельскую притчу, или высказывание святого отца, то перед нами всегда должен стоять вопрос: как же мы можем применить это к нашей жизни?

Конечно, мы не должны уходить в пустыню, ведь у каждого из нас есть свои обязательства, есть мужья, жены, дети, родители, внуки. Мы не можем просто так все оставить и уйти, даже если бы сильно захотели, даже если бы внутри нашей души появилась подобная тяга к подвижничеству.

Нет, нам нужно спасаться здесь, в своих семьях, среди окружающих нас людей, среди этого мира, который так далек от жизни по Евангелию.

Посмотрев же на образ жизни преподобной Марии, мы можем понять суть, самое главное – для чего это житие представлено в Церкви и известно нам. Ведь открывается нам в житии Марии изменение ее жизни и ее сердца ради Христа, вернее — преображение внутреннего человека, о чем и говорил всегда Христос. Говорил Закхею: «…ныне пришло спасение дому сему, потому что и он, сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Говорил разбойнику на кресте: «…ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23, 43).

Почему «ныне пришло спасение дому сему», почему «ныне же будешь со Мною»? Произошло внутреннее преображение и Закхея, и разбойника. Потому что главное, не только в Великий пост, но в жизни христианина внутренне преобразиться во Христе. Да, нам не дано куда-то уйти, жить в уединении, но мы можем начать меняться внутри самих себя, в своей душе и в своем сердце, даже пусть внешние условия при этом останутся теми же самыми. Наверное, у большинства из вас, нет таких больших грехов, как у Марии Египетской, и пустыня, может быть, даже и не потребуется. Пустыней для нас может стать пребывание внутри себя.

Только нам бы не махнуть на самих себя рукой и не подумать, что человек остается таким, какой он есть и никогда не может измениться. В истории Церкви множество примеров, когда люди превосходили самих себя, самих себя грешных и становились великими святыми. Чтобы нам очищаться, должны мы иметь в себе Божественный огонь Царства Небесного и тогда в союзе с благодатью Святого Духа, маленькими шагами мы должны меняться и, прежде всего, каждый из нас, должен начать это в своей собственной семье. Потому, что когда мы выходим из дома, мы не являемся самими собой в каждый момент, мы всегда стараемся казаться лучше — где то добрее, смиреннее, чем есть на самом деле, но по возвращении домой, маски снимаем и здесь мы становимся теми, кто мы есть на самом деле: деспотами, злыднями, сплетниками.

Перед нами стоит задача — вот здесь, в своей семье, в этой малой Церкви, учиться жить по христиански, а значит — изменяться нам, значит — смиряться нам, значит — учиться терпеть нам, но не призывать к этому только своих близких. Что может помочь нам в этом? Те же подвижнические труды святых отцов, то же «Добротолюбие», та же «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, память которого мы праздновали на прошлой неделе, и у них искать способы борьбы с нашими слабостями и грехами. И вот тогда, может быть, мы потихонечку начнем изменяться, что будет проверяться тут же в наших отношениях со своими женами, мужьями, детьми и родителями.

Невозможно, братья и сестры, называть себя христианами и оставаться такими же, какими мы были все предшествующие долгие годы. Проходим пост от поста, и нужны изменения. Нам надо меняться и вне поста, нужна постоянная работа над собой. Но пост, как особое время, которое требовалось и Христу, должен очищать нас, мы после него ни в коей мере не должны оставаться теми же самыми, а должны восходить по ступеням до Царствия Небесного.
Аминь!