02.07.2017, Неделя 4-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, в Евангелии на Божественной литургии мы с вами слышали рассказ евангелиста Матфея о том, как к Христу пришел сотник. Сотник — звание воинского начальника в римском войске, имевшего под своей командой сто солдат. Сотники были язычниками, по рождению, и этот сотник тоже им являлся, но любил народ иудейский и даже построил синагогу.Об этом говорится в Евангелии от Луки (Лк.7, 5) . И вот сотник обратился к Иисусу Христу: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой…» (Мф.8, 6-8). Мы видим, что сотник говорит с сильной верой, которой удивился и Господь: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8, 10). В Евангелии говорится о вере очень много и недаром за свою веру Петр назван «камнем».

В Первом Послании Апостола Петра есть об этом такие слова:…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.(1Пет.2, 5). Многие святые отцы, толкуя это, говорят, что камень это и есть вера, которая привела апостола Петра ко Христу, как и многих других последователей Христа. Вера во Христа, как твердыня.делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь свое значение в строительстве дома Божия для всех людей: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16. 18).

Мы также собрались здесь потому, что считаем себя верующими людьми, так как в нашей душе есть вера. Что значит вера для нас с вами? Что значит вера в нашей повседневной жизни? Отличаемся ли мы от всех остальных, которые этой веры не знают?

Так, святой Иоанн Крондштадский, считает: «Где начинается неверие, там начинается жалкое, низкое рабство и упадок духа; и напротив, где вера, там – величие, возвышенность, свобода духа». Апостол Иаков говорил еще с самых первых лет проповеди христианства: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». В то же время многие отцы говорили о том, что если человек верует в Бога, но не имеет дел, подтверждающих его веру, то он будет осужден больше, чем человек, не имеющий веры совсем. Ответом на это будут для нас слова блаженного Диадоха: «Любящий Бога и верует искренно, и дела веры совершает преподобно. Верующий же только, а не пребывающий в любви и самой той веры, которую кажется имеющим, не имеет. Он верует с некою легкостью ума… Только вера, действующая любовью, есть великая главизна добродетелей (Гал.5, 6)».

Когда же мы слышим слова «вера без дел мертва», нам всегда приходит на ум, что мы должны помогать немощным и болящим. В то же время печально наблюдать, когда человек, считающий себя верующим, присутствующий на всех службах, может даже участвующий в делах благотворительности, остается внутри абсолютно не любящим Бога и других людей.

Порой, с таким человеком, трудно рядом находиться, хочется поскорее куда-нибудь уйти. Как будто, если человек уверовал, то это дает ему право учить других, несмотря на то, что сам еще мало знает и будто это дает ему право превозноситься над другими людьми. Однажды святой Марк Подвижник на слова Христа: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 19), заметил, что, да, действительно, если человек верующий, то можно сдвинуть горы грехов. На другие слова Иисуса своим ученикам, когда Он посылает их на проповедь: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук 10:19.), этот же Марк Подвижник говорит, что это значит — наступать на начало и конец греха.

Другими словами, святой говорит нам о том, чтобы вера действовала внутри нас, чтобы мы все свои силы и помышления направили на собственную душу. Хорошо присутствие на богослужениях, Причащение, соблюдение постов, все это хорошо, но все-таки истинное христианство созидается внутри человека, в его душе, в его помышлениях, в том, чтобы сделать свое сердце чистым, очистить его от пороков и скверны, и страстей, которых так много внутри человека.

Только когда мы изменимся, то конечно среди окружающих нас людей наша жизнь будет проповедью о Христе. Ведь истинно учит тот, кто живет сам с радостью и истинным Светом, с победой над своими грехами. Апостол Павел сказал следующие слова нам в научение: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5, 6).
Аминь!