03.10.2021, Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днём, с попразднством великого праздника Воздвижения Креста Господня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн. И пусть всё это, и Крест Господень прежде всего, – о котором в сегодняшнем Евангелии читалось, и Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, утверждают нас в великой христианской добродетели – любви.

Любовь – есть основание всего закона, говорит Господь, ею измеряется наш духовный уровень, ею проявляется и оправдывается наше христианство, наша христианская жизнь.

Какие же средства должен иметь человек для того, чтобы пробуждать в себе любовь к Богу? Этих средств немало, и при помощи благодати Божией, они непременно будут спасительными для человека, для каждого желающего наследовать Царствие Небесное.

Назовём хотя бы некоторые из них. Первое, – что спомоществует человеку любить Бога – это устремление нашего ума к Богу. Мы можем направлять и заставлять свой ум думать о Боге, хотя бы к нам и приходили бы другие посторонние мысли; ум, – он управляем нашим сердцем, и что избирает ум – туда и склоняется сердце. «Где сокровище ваше, – говорит Господь, – там и сердце ваше».

Другим, кроме Богомыслия, средством к стяжанию любви к Богу, является, прежде всего, молитва. Через молитву на нас снисходит благодать Духа Святаго, а где Дух Святый, – там всегда любовь. Как тепло является неотъемлемым свойством солнца, так и любовь непременно действует благодати Духа Святаго.

Апостол Павел говорит, что плод духа, – это любовь; через молитву, – беседу с Богом, мы с вами приближаемся к Богу, и человек начинает ощущать и видеть эту радость близости к Богу. Если мы с вами заглянем в жития святых, то увидим, – почти что все святые люди во время молитвы воспламенялись не земною, а Божественною, небесною любовью к Богу.

Любовь к ближнему также способствует любви к Богу. Нет в истории христианства такового, чтобы человек, живущий истинной христианской жизнью, любящий другого, он бы не любил Бога. В сердце такового человека тогда присутствует Бог, и управляет им: любить и Бога, и ближнего. «Любящий Бога, – любит и ближнего», – говорит святый апостол Иоанн Богослов.

Великой помощью в стяжании любви к Богу является достойное причащения Пречистого Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как железо раскаленное огнём, оно легко поддаётся обработке, так и сердце человека, просвещенное Святыми Таинствами Христовыми, оно изменяется и воспламеняется любовью ко своему Творцу, Богу и Спасителю».

Что способствует нам, помогает любить ближнего – это прежде всего самопонуждение и самовоспитание. Немалой помощью здесь является для нас то, что мы с вами почаще должны заглядывать в житие святых, – людей, которые исполнили Евангелие Христово, и которые явили в жизнь эту Божественную любовь – любовь к ближнему. Немалое подспорье здесь является сближение с людьми, которые ведут благочестивый образ жизни, которые любят, уважают друг друга, милостивы и прощают. Но если мы хотим достичь любви совершенной, то непременно, опять же, надо обращаться с молитвой к Богу. «Просите, и дано будет» – говорит нам Бог, а всякое слово Божие, оно истинно, оно имеет Божественную силу.

Любовь – это дар Божий, это дар неба, и его надо просить. Нет любви? Будем просить у Бога, и Господь непременно тогда пошлёт эту всеохватывающую нас Божественную любовь, которой мы будем любить Бога и всякого человека, даже недругов наших, говорит сам Господь. Он велит нам в Евангелии любить всякого человека, и надеющимся на Бога, – Господь непременно пошлёт эту помощь, – возлюбить Его всем существом своим, а ближнего своего – как самого себя.

И, таким образом, человек утверждается в жизни по Бозе, а утверждаясь в жизни по Бозе, он стяжавает спасение. С праздником вас, друзья!