09.03.2022, среда. Великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского

Проповедь, иерей Сергий Гурдяев

Иерей Сергий Гурдяев

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сейчас за богослужением повечерия мы снова слышали слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Перед нашим духовным взором в эти первые дни Великого Поста снова проходит вся Священная история: от грехопадения Адама до Боговоплощения, Крестных страданий, Воскресения и даже Страшного суда.

Мы становимся свидетелями великих нравственных падений людей  Ветхого и Нового Заветов и очевидцами столь же великих покаяний и духовных восстаний. Вчитываясь или вслушиваясь в слова канона преподобного Андрея, мы осознаем, что являемся действующими лицам этой истории. Священное Писание тем и удивительно, что описывает оно не только историю в привычном нам смысле, но делает это так, что всякий обращающийся к ней ясно осознает свою причастность к ней. И это особое устройство Библейского повествования смог невероятно точно передать в своем сочинении Критский святитель.

Читая или слушая покаянный канон, конечно, мы вдохновляемся образами, притчами, увещаниями, которые предлагает нам преподобный Андрей и наполняемся возвышенными чувствами. Но автор словами своего же творения показывает нам главную цель, к которой мы должны прийти в эти дни, молясь вместе с ним. И цель – это смирение перед Богом и осознание необходимости в Нем: «Без причины и понапрасну бываю я ныне велеречивым и дерзким в сердце, Единый Милосердый и Правосудный! Не осуди меня с фарисеем, но даруй мне смирение мытаря и сопричисли с ним».

Время Великого поста – это, прежде всего, время знакомства с собой. Обращаясь внутрь своего сердца, мы открываем в нем всё новые и новые стороны своей порочности, и рано или поздно сталкиваемся с тем, что несмотря на всё покаянное настроение, несмотря на всё внешнее смирение, внутри нас живет всё тот же эгоизм.

И все те прекрасные мысли и слова, которые так и рвутся из наших  уст, подчас оказываются продиктованными ничем иным, как желанием показаться хорошим перед другими. И это ставит нас перед сложным выбором: как найти выход из этого странного круга эгоизма? Как понять, где мы подлинные, настоящие, задуманные и сотворенные Богом для радости, любви и святости, а где лишь обертка, в которую мы так любим заворачиваться, чтобы казаться лучше, смиреннее, благочестивей прочих?

И это возможно только через истощение своих сил, через обнаружение своих немощей, признание своей неспособности самостоятельно сделать хоть что-нибудь благое. Апостол Павел пишет, что сила Господня в немощи совершается. Только признав, что единственное в чем мы нуждаемся, – это милость Божия, мы, наконец, можем разглядеть свое подлинное «я», разорвать ту глянцевую обложку, за которой часто привыкли скрываться.

Поистине, ныне время покаяния, время прийти к Спасителю и позволить Ему снять с нас обременительную тяжесть греха. Время раскрыть свою душу так, чтобы Дух Истины вернул ей первозданную красоту и святость. Чтобы душа наша могла стать  светлой, открытой для Божественной благодати, чтобы она могла освятить не только нас самих, но и, поселившись в нас, стать путеводным источником света для всякого ищущего Истины и жаждущего обрести Бога.

Аминь.