10.03.2022, четверг. Великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского

Проповедь, иерей Сергий Гурдяев

Иерей Сергий Гурдяев

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня четверг первой недели Великого поста и сегодня мы завершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, к которому вновь обратимся уже во второй половине Четыредесятницы.

Перед нашим духовным взором прошла вся Священная история.

Мы вновь внимали тому, как преподобный Андрей сокрушается о своей душе, и сравнивает ее преступления с грехами людей, живших до него, людей Библии. Наверняка, сам преподобный Андрей не совершал подобных грехов, как и не совершали их большинство из нас, стоящих здесь в храме. Мы не совершали убийства своего брата подобно Каину и не были гонителями целых народов подобно древнему фараону, не поклонялись Ваалу как цари Манассия и Ахав. Но почему преподобный Андрей сравнивает грехи своей души с этими, казалось бы, не в пример, бо́льшими падениями праотцов и призывает нас разделить с ним это переживание? Какими мерками мы можем измерить величину совершенного греха?

Рассуждая над этим, можно предположить, что почти всегда имеет значение не столько величина греха, сколько тот факт, что раз за разом, попадая в ситуацию выбора, мы выбираем грех.

Если попытаться просто определить, что значит согрешить, то самым простым объяснением будет сознательный выбор между Богом и Его противником. Когда мы совершаем грех, то всякий раз вполне свободно мы становимся на сторону противника нашего спасения. И если подойти к своим грехам, пусть даже не столь кровавым и масштабным, о которых мы слышали в каноне, с этой точки зрения, то весь смысл оказывается не в тяжести поступка, а именно в сознательном уходе от Бога.

Поэтому и грех первых людей, которые своевольно выбрали вкусить запрещенный плод, мало чем отличается от наших грехов, от грехов нас, людей, живущих ныне. Ведь мы тоже выбираем сотворить волю свою вместо воли Божией.

Но, видя глубину падения людей, живших прежде, и примеряя ее к собственной душе, мы видим также и покаяние, возвращение тех людей к Богу. Мы видим пример веры Авраама, Ноя, мытаря Закхея, о котором повествует евангелист. Видим, как ушедшие возвращаются и ищут примирения с Небесным Отцом. А еще мы видим, как тяжело дается им это возвращение, какие испытания и борьба встречаются на обратном пути. Видим, как Авраам, доверяя Богу идет на гору, для того чтобы в жертву принести собственного сына. Можно только предположить, что он чувствует и как тяжело ему дается каждый шаг на эту гору. Видим, как кается Давид и пишет строки покаянного псалма «Помилуй меня, Боже, по великой  милости Твоей…». Этими словами до ныне мы пользуемся и восхищаемся ими. Видим ревность пророка Илии.

Все это приводится нам в пример, чтобы мы поняли: обратная дорога, хотя она и тяжелая, а иногда совершенно невыносимая, но она есть. Господь прощает нас и  хочет помириться с нами. Он хочет, чтобы мы не скрывались от Него подобно первым людям в Раю. Он хочет, чтобы мы остановились в этом бесконечном беге от Него, оглянулись и снова вернулись к Нему.

Аминь.