13.03.2022, Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие о том, как Господь призывал Своих учеников – Филиппа, Нафанаила. И вот у нас может возникнуть вопрос: почему же в первое воскресенье Великого поста читается именно это Евангелие, которое, казалось бы, к посту не имеет никакого отношения? Дело в том, что раньше, кроме того, что верные исполняли Великий пост, это время посвящалось подготовке оглашенных, – тех, кто постигал истины христианства и готовился к Крещению. Вот Святая Церковь во время поста готовила их к этому великому Таинству – Таинству вхождения в число верных. И конечно, естественно, что в первое воскресенье в Евангелии говорится о призыве Божием, о том, как Господь зовёт каждого человека к Нему. И мы все, стоящие здесь, однажды услышали этот глас Сына Божия. Может быть он прозвучал у нас в зрелом возрасте, может быть мы воспитаны с детства, но подрастая, мы начинали понимать о том, что Христос говорит в Евангелии. И эти слова стали нашими словами. Вот этот призыв нам надо всегда помнить, братья и сестры, нам надо осознавать и понимать, что мы призваны в число избранных Самим Христом.

Но время шло, постепенно Церковь перестала готовить верных в дни Великого поста, и этот смысл постепенно ушел из нашей жизни. Народу стало креститься много, время оглашения очень сократилось, крестили уже не только на Пасху и большие праздники, а и в любой другой день, и поэтому это Евангелие осталось, как напоминание того времени, когда действительно вхождение в Церковь было осознанным и серьезным шагом, и часто, граничило с тем, что можно было жизнь свою положить за исповедание Христа.

Время шло, Церковь жила своей жизнью. И было время, когда её сотрясали страшные ереси, и вот победа над очередной ересью – ересью иконоборства была запечатлена тем, что первое воскресенье поста начали называть Торжеством Православия, потому что именно в этот день Церковь торжественно объявила о том, что наконец-то иконоборчество побеждено. С тех пор, мы совершаем молебен после Литургии, каждый год вот в это самое воскресенье Великого поста, вспоминая то, что происходило в древнее время. Этот чин называется Торжеством Православия. Мы вспоминаем не только то, что произошло тогда, – этот чин говорит о том, что действительно наша вера правая, наша вера истинная, что стоять в ней – это значит обрести правильную дорогу в Царство Небесное.

Но как всегда, на этой дороге нас ждёт масса искушений. И даже искушением является то, когда мы говорим о Торжестве Православия в свете того, что мы самые правильные, мы самые лучшие, у нас всё всегда хорошо, не то что у этих разных представителей других религий; мы самые лучшие, и нас Господь покрывает и ведёт в Царство Небесное. Ведь в этом случае, в нашем сердце может поселиться гордыня, – то, что сделает нас совсем не христианами. Открою вам даже большую тайну – мы называем себя православными христианами, но можно быть православным, и в тоже время не быть христианином. Казалось бы, это парадокс, но это именно так. Мы можем исполнять всё предписанное нам Церковью, можем соблюдать этот Великий пост, мы можем исповедоваться, причащаться, собороваться, соблюдать другие посты, но при этом в нашем сердце будет сидеть гордыня, будет пренебрежительное отношение к нашим близким из-за этой самой гордыни. Мы не будем стараться возлюбить всей душой и всем сердцем Господа Бога и ближнего, и тогда мы можем быть православными, но можем быть не христианами. Потому что христианин – это тот человек, у кого Христос в сердце, – все Его слова, все Его заповеди – главные из них – о любви к Богу и к ближнему. Если мы говорим о том, что мы призваны, – мы призваны возлюбить так, как возлюбил нас Он, – до самого конца, до Креста, до отдачи всего Себя Своему ближнему. Вот без этого невозможно быть христианином, и пусть эта победа Православия победит в нашем сердце. Пусть в нём победит любовь вопреки злу, вопреки всем грехам и страстям, которые нас окружают, и которые всевает в наше сердце враг рода человеческого. Пуст любовь воссияет в нём, и гораздо действеннее будет наша проповедь к миру, к тем же самым людям, которые верят не так как мы, – если будет в нашем сердце любовь. Без неё невозможно ничего. Просто набором каких-то слов, логикой, умозаключениями, мы никогда не приведём никого в Церковь, никогда не приведём ко Христу. Только если в сердце нашем будет любовь, и эту любовь увидит окружающий нас мир, – только тогда он может разделить наши ценности, потому что этот мир так жаждет этой любви, он так стремится к ней, он в сени смертной находится. Ему может быть ещё не указан путь, и мы можем указывать этот путь только своим примером, только своей любовью, и только своей преданностью по-настоящему Христу. Аминь. С праздником вас!