13.06.2021, Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325)

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении один очень важный фрагмент Первосвященнической молитвы Иисуса Христа накануне Своих страданий. Хочу обратить ваше внимание на одну мысль, которая возвещается в этой молитве, чтобы и вы могли поразмышлять над ней. Мы с Вами слышали такие слова: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». В этом отрывке мы находим важную мысль, что знание истинного Бога открывает человеку таинственные знания, важные для человека, в том числе путь спасения и предназначения человека, и даже тайну вечности, в которую всегда желал проникнуть человек. И вот мы слышим: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога…».


Что же открывается человеку в познании Бога?
Во-первых, человек узнает истину своего происхождения. Эту истину важно знать всякому человеку, но более всего христианину. Познай человек своего Творца и признай вечное право Бога, по которому ты принадлежишь Царю Царей и Которому ты приведен будешь.


Но что делать, если в человеческом обществе, люди больше благоговеют и трепещут перед славой человеческой, и не трепещут и не благоговеют перед славой Божьей. Что делать, если в этой жизни мы встречаемся не только с примерами надменности людей своевольных, которые многие дела совершают в забвении Бога, и не помышляют о Боге. Но напрочь забывают, что Бог есть. Причину такого богозабвения псалмопевец Давид давно уже объяснил. Он сказал так: «Устны льстивые, язык велеречивый глаголет. Кто нам Господь?». Вот причина почему человек очень быстро уходит в область забвения Бога, и начинает жить сам по себе, забывая, что он получил дар жизни не сам от себя. Но человек принадлежит Богу не только по праву сотворения. Он принадлежит Богу и по праву образа Божия, который носит человек, и по праву искупления, и наконец, по праву постоянного промышления о человеке.


Рассмотрим и эти аргументы.
Если человек, построив дом, насадив сад, считает это своей собственностью, хотя он понимает, что строительные материалы черпает из этого мира, сотворенного Богом. Насколько же высока собственность самого человека в очах Божиих. Если человек весь состоит из дарований Божиих что и «внутренняя его Имя святое Его». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человек соткан из благодеяний Божиих.


И тогда встает вопрос, если ты только попробуешь на минуту отказаться от даров того Бога, владычества, которого ты хотел бы ограничить над собой, то что останется у тебя — ничтожество, история болезни, и грехи.


И если тебе покажется недостаточными и маловажными эти аргументы, то знай, что Господь является нашим Богом по праву Своего Образа, который Он наложил на человека как некую печать, чтобы никакое существо в этом мире не позволило себе дерзать, присвоить себе человека. Бог наложил как печать на человека — Свой Образ.
Святые Отцы утверждают, что: «В непорочном первозданном человеке образ Божий, был источником блаженства. В падшем состоянии образ Божий является некой надеждой на блаженство».

Но какое соотношение естества человеческого и образа Божия? Как они соотносятся в человеке? Что важнее, и что является чем?


Святитель Филарет Московский эту мысль выразил так: «Как тело человека бросает тень на землю от солнечных лучей, так образ Божий неизмеримо высок над естеством человека, как само тело отличается от тени».


И последний аргумент.
Господь является нашим Богом по праву искупления.
Некогда, Бог даровал человеку величайший дар жизни. И человек долго поражался величию этого дара. Человек, размышляя об этом и безмерно был благодарен своему Творцу.


Прошли века, пришло в забвение и охладело в людях понимание величия этого великого дара, и вот Бог решает обновить познание о Себе еще более удивительным даром. Так иногда поступает человек, который обладает неким имуществом, доставшимся ему, и когда это начинает оспаривать кто-то, и человек видит что может его потерять. То владелец скорее соглашается заплатить заново за это имущество, чтобы оно осталось у него. Нечто такое совершил Бог.


Когда величайший дар жизни, который Он даровал человеку, сделался для человека малозначительным, Бог снова подтвердил свое притязание на человека не менее величайшим даром, — отдав жизнь за него.


И вот размышляя над этими величайшими истинами, которые открываются сегодня нам в Священном писании, мы сможем понять, в какие же беды ввергает себя человек только тем, что не захотел познать Бога.


Прислушайтесь к словам апостола Павла, который предупреждает. Апостол говорит: «И как они не позаботились иметь Бога в разуме, то Бог предал их превратному уму делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злоречия, изобретательны на всякое зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, непримиримы, немилостивы». (Рим 1. 29)


Зная это, будем остерегаться жить беспечно. И пусть наша жизнь станет путем познания истин, которые Бог открыл нам. Аминь.
Я еще раз хочу вас всех поздравить с праздником Вознесения и воскресным днем!