16.01.2022, Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Богоявлением

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Дорогие братья и сестры! Поздравляем с воскресным днём!

Прошли Рождественские святочные дни. В эти дни Святая Церковь возвещала нам о некоем чудном событии, которое связано с Боговоплощением. И мы слышали с вами в тропаре праздника Рождества, слова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Когда на земле снисходит разум Божественный, и свет истины, то человеку необходимо внимать  в суть событий, поскольку он необычен, и об этом Апостол Иоанн Богослов сказал так: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков, и свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Человеку необходимо внимать этому разуму, поскольку он сходит специально для человека.

Мы все, – люди разные, с различным воспитанием, с различным духовным состоянием, с различным интеллектом и дарованиями. Мы, тем не менее, призываемся к восприятию этой высшей мудрости.

С древних времен, – быть мудрым и разумным, считалось за одно, что и быть счастливым и богатым. Мудрость ценилась на уровне царских престолов. Известно так же, что мудрость имеет двустороннюю природу и свойство, и человек способен приобретать её или предвносить её как на путях добра, так и на путях заблуждения и зла. Но тех, кто ищет мудрости не на путях добра, Бог предупреждает: «Погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну».

Нам предлагается приобщиться к некоей высшей Божественной мудрости, важной для нашего спасения.

И вот для нас, различных по своему состоянию, сословию, условиям жизни, – предлагается принять и познавать эту высочайшую истину, которую снизошел возвестить нам Сам Бог. Для того, чтобы иметь некий ключ к пониманию, как должна приобретаться эта мудрость, мы обратимся к древним временам. Библейская мудрость даёт нам ключ к пониманию, при каких условиях мудрость Божественная и мирская будет полезна человеку. Библейский мудрец сказал так: «Блажен муж, иже в премудрости своей поучается правде, и в разуме своем поучается святыне». Посмотрите, как четко очерчены границы той мудрости, которой может человек обладать безопасно и с великой пользой.  Она не должна переходить границ правды, а разум, и поиски человеческого разума должны не пресекать границ святости. И тогда человек может без опасения для себя приобретать в этих границах мудрость и разум.

Святые же отцы указали на нечто более удивительное, и более человеколюбивое в области обучения мудрости. Они предложили научаться мудрости тем, что предложили нашему взору образ мудрого человека, указав нам, – на что необходимо ориентироваться человеку в поисках мудрости.

Святые отцы предупреждали, что человеческий разум часто кичит, надмевается, когда  начинает приобретать ведение. Они говорят: «Разве человеческое сердце, способное любить Бога, не имеет более высокого значения по сравнению с разумом, который познаёт Бога?». Но к тому же нужно знать, что разум, который не способен постичь Бога, он несколько имеет второстепенное значение, поскольку Бог желает обитать именно в сердце человека, поэтому и сказал Бог: «Сыне, даждь мне твое сердце» – а не голову. И так, святые отцы, в частности Святитель Филарет Московский, указал, каковы приметы истинно разумного человека. И он перечислил их: он сказал, что истинно мудрый человек свою правду основывает на правде Божией. Так же он сказал, что свои способности истинно мудрый человек не считает своей собственностью, и не располагает ими только для своих удовольствий. Истинно мудрый человек настолько желает знать, столько, сколько его знание может быть полезно для ближнего. Истинно мудрый человек знает, что если образование ума не сопровождается воспитанием сердца, то его знания ума похожи на красивый фасад дома, внутри которого полно гнили. Истинно мудрый не углубляется в исследование природы, не исследовав самого себя. К тому же, истинно мудрый не хочет быть мудрым для общества, не сделавшись таковым для самого себя. Истинно мудрый не даёт совета в том, что сам прежде не исполнил в дело. И самое главное – главный аспект совета святых отцов – они говорят, что истинно мудрый не разрушает своим советом то, о чем учит и назидает других словами. Вот нам представлены некоторые примеры и приметы истинно мудрого человека. Если мы будем ориентироваться в своей жизни, то в меру сил можем приближаться, и в любом обществе мы будем достойными гражданами своего государства, того общества где мы живём.

Всех вас поздравляем с воскресным днём, причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин!