16.08.2020, Неделя 10-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас с праздником — воскресным днем!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф., 17, 14-23) мы слышали, как было совершено исцеление Господом бесноватого отрока. У одного человека, отца, был тяжко болен единственный сын, в котором он хотел видеть и помощника в жизни, и опору в старости своея. Отрок был одержим нечистым духом, и этот отец использовал все человеческие средства для спасения сына, которые оказались напрасными. Он знал о Христе, знал о чудесах Христа, а посему и привел сына к Нему. Он приводит, конечно, не потому, что верует во Христа, а по безвыходной надежде, ибо он использовал все и пришел в конец, и ради пробы, пока Христос был на Фаворе, он приводит его к ученикам, как бы говорит им: «вот вы проповедуете новое учение, вы исцеляете больных, воскрешаете умерших, так исцелите же сына моего!» Это — земное объяснение нужды и скорби, и в ней нет никакой веры.

Когда Господь сходил с Фавора, Он увидел апостолов в окружении множества фарисеев, книжников, о чем-то спорящих. От этой толпы отделяется отец несчастного сына, подходит ко Христу, падает перед Ним на колени и говорит: «Господи! Помилуй сына моего». Господь вознегодовал, и это вознегодование оправдано: приходит человек, загнанный жизнью в тупик, зная, что путь к Богу — бесконечная вера, и говорит: «я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Господь, отвечая ему, обличает весь человеческий род: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»

И в тот час как бы открываются глаза ослепшей души этого человека. Он видит всю нищету, всю скудность и бедность своей веры и со слезами падает перед Христом, говорит Ему: «верую, Господи! Помоги моему неверию». И в тот час он смирился перед Богом, осознал свое неверие. Господь в тот час исцеляет отрока, сына его. И эти обличительные слова Христа «О, род неверный» — они относятся к каждому из нас, к каждому человеку. И в нашей жизни, и в нашей душе бывает неверие, подобно отцу этого отрока, который своим неверием как бы нанес рану Христу. И это несмотря на то, что в душу каждого человека стучит Бог от рождения, призывая его к покаянию, к вере, ко спасению. Дух нечистый как тогда бросал этого отрока то в огонь, то в воду, так и по сей день этот же немой злой дух бросает детей многих родителей то в огонь, то в воду, блуд, пьянство, наркоманию… Это от него дух мешает душе человека творить доброе дело, жить по правде Божией.

Когда мы с вами в нашей жизни загнаны в какие-то болезни, несчастья, скорби, мы нуждаемся в большой помощи, ищем ее, вспоминаем о Боге, обращаемся к Нему словами этого отца: «Верую, Господи, помоги мне, ведь Ты же — Бог!». Святитель Василий Великий говорит: «Это несчастное объяснение жалкой души, которая в своем ничтожестве посылает упрек Богу: «Ты же видишь, Ты же знаешь, что я верю, так оправдай же мою веру, Ты — Бог, помоги мне!» И в ответ она слышит обличительные слова Христа Спасителя: «О, род неверный и извращенный, доколе буду с вами?» И эти справедливые обличения Христа Спасителя — пусть коснутся уха каждого человека, пусть каждый уяснит, что эти жесткие слова Бога, они обращены к каждому из нас».

Если каждый из нас во своем смирении, без лукавства, оценит свою жизнь, свою веру, свое обращение к Богу, найдем ли мы с вами нашу веру? Каждый из нас знает, что вера человека заключается в осуждении грехов, удаление от них и приближении к Богу и лишь при условии обращения человека к Богу. Господь приходит навстречу человеку, очищает его от грехов и вводит его в Царство воскресения, Пасху вечную и спасительную! Бог спасает человека, а человек только устрояет спасение, и милосердный Господь в тот час откликнулся на просьбы этого человека, отца, как только он осознал свое неверие и прилепился к Богу всей душею. Господь исцеляет его сына. Так и каждый человек, каждый христианин, осознав свои грехи, покаявшись в них, должен стремиться не грешить и очистить себя от всякие скверны плоти и духа. И тогда Господь непременно спасет человека. Господь спасает тех, кто хоть мало что-то делает в этом деле, в деле спасения души.

И вторая часть сегодняшнего Евангельского чтения посвящена беседе Спасителя со своими учениками. Они в недоумении, ведь они же до этого совершали чудеса, исцеляли больных и вдруг они ничего не могут сделать с этим человеком! Господь объясняет им, что «по неверию вашему» вы не можете это сделать. Значит, вера апостолов была еще очень и очень мала. И далее Он говорит, что сей род лукавых, этих злых духов поднебесных изгоняется «только постом и молитвой». Господь дает нам урок, что вера человека растет и утверждается посредством поста, молитвы и покаяния. Пост имеет тогда только силу, когда он сопряжен с молитвой и с покаянием, тогда он выступает на эту борьбу с полчищами злых духов и побеждает. В этом же Евангельском чтении Господь нам указует путь совершенства нашей веры, и это должно начинаться с осознания своей духовной нищеты, с сокрушения в своих грехах, с молитвы к Богу, чтобы Он и нас избавил от этой нищеты духовной, которая тяжким бременем лежит на каждом из нас; в обращении к Богу, чтобы Он укрепил нашу веру, помогал нам молиться, чтобы не услышать нам с вами от Него эти слова, слова негодования, обличения: «О, роде неверный…»

Но будем стараться жить по-христиански, исполняя Его заповеди, очищая себя от грехов делами милосердия, прощением друг друга. Будем просить у Бога в молитве, чтобы Он даровал нам силы, благодать свою в борьбе со всякими нечистыми духами, искушениями и просить у Бога, чтобы Он дал нам силы в любых жизненных испытаниях оставаться верными до скончания дней земной жизни Святой Православной Церкви. Аминь. С праздником вас, друзья!