18.12.2022, Неделя 27-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Событие, о котором повествует сегодняшнее Евангелие, сообщает нам, что однажды Христос, выходя из города, встретил десять прокаженных, которые издали кричали, прося о помощи, помиловании, и исцелении. Господь посылает их показаться священникам, и они, идя по дороге, обнаруживают, что исцелились. Это десять человек, из которых девять было иудеев, и один самарянин. И вот, только самарянин возвращается для того, чтобы поблагодарить и воздать славу Божию. И Господь говорит: «Не десять ли очистились, да девять где?».

Самое ближайшее для нас поучительное назидание в этом событии, открыто и понятно, что человеку свойственно и нужно быть благодарным не только к людям, но и к Богу за все благодеяния, которые он получает. Святые отцы говорят больше, – о том, что благодарность естественно насаждена в человеческую природу, и ею, даже отчасти, обладают даже животные. И, часто горько видеть, что среди животных наблюдается некоторая даже бо́льшая благодарность и преданность за доброту, чем среди людей.

Надо отметить что в истории, иудеи и самаряне не относились мирно друг к другу, но иудеи  и гнушались самарянами по причине различия религиозных взглядов. Но вот как только изменяется положение людей, и они стали пред лицом реальной мучительной смерти, то мы видим, как совершенно исчезают все регалии, статусы, различия религиозных взглядов между ними, и они начинают относиться друг к другу по другому, понимая ясно, что они равны перед лицом смерти. Как будто человеку нужно погрузиться в эту страшную ситуацию испытаний, чтобы понять, что мы ни чем друг от друга не отличаемся. И этот факт обнаруживается именно в глубине страданий и перед лицом смерти.

Господь посылает прокаженных показаться священникам. С древнейших времен  эта болезнь была известна, но по Моисееву закону человек был обязан показаться священнику, потому что священники знали, и имели точное познание о некоторых признаках начала этой болезни – проказы, о которой тогда было известно, что она неисцельная, и о завершении болезни, если вдруг произошло исцеление человека.

По иудейскому закону запрещалось и прикасаться к прокаженному, поскольку эта болезнь считалась и считается заразной. И сегодня эта болезнь распространена в мире не меньше, чем в древности. Человеку запрещалось прикасаться к прокаженному, потому что он становился нечистым, и не просто нечистым, но после прикасания к прокаженному человек должен был пройти обряд очищения. И здесь мы встречаемся с одной тайной. Сам обряд очищения вдруг открывает ту истину, что причиной поражения человека этой болезнью, являются нравственные преступления. Библейская история подтверждает эти факты. В Библии мы встречаем несколько случаев сообщения, где человек поражался проказою и указывается причина. Самое известное событие случилось во времена Моисея, во время сорокалетнего странствования в пустыне: Аарон – первосвященник, и сестра Моисея, – Мариам, восстали против Моисея, и тут же были поражены проказою. Удивительно – Аарон понял это и раскаялся тут же, и получил исцеление. А Мариам должна была еще пережить это наказание. И проказа у неё не проходила. По этой причине ей пришлось некоторое время жить за пределами стана до полного исцеления потому что так повелевал Моисеев закон.

Были и другие свидетельства того, что эта болезнь посылается Богом. Она специфичная, поскольку поражает почти все сословия людей одинаково. Но если по причине нравственных преступлений, то эта болезнь была распространена не только среди самых низших классов и слоёв населения, не имеющих достаточной медицинской помощи, но не менее она распространена и среди аристократии и правителей мира до сегодняшнего дня. И это факт.         Это говорит нам о том, что болезнь является весьма специфичной, и сама болезнь постигает человека от Бога, и исцеление приходит от Бога. Косвенно это подтверждают слова Самого Иисуса Христа, Который, обличая старейшин иудейских, говорит: «Много было прокаженных в Израиле во дни пророка Елисея, но ни один из прокаженных не исцелился кроме Неемана Сириянина, который был язычник». И это поразительно.

История Неемана, ассирийского полководца, не менее удивительна, и может каждый прочитать её в Библии. Кратко там сообщается о том, что Нееман, полководец славный, был поражен этой болезнью, но маленькая пленная еврейская девочка, которая служила у него во дворце, она сказала, что в Иудее есть пророк, способный исцелять эти болезни: «Если хочешь получить исцеление, обратись к нему». Нееман долго думал, и потом решился, и поехал специально к пророку Елисею. Он стоял перед жилищем пророка. Пророки Израилевы часто действовали так, как объявит им Бог. Но здесь произошло нечто необычное. Пророк не вышел на встречу Нееману, но сообщил ему через слугу, что пусть Нееман окунется во Иордане семь раз, – и получит исцеление. Нееман был сильно раздражен, он не ожидал такого приёма, и со злобой вернулся обратно. Но по дороге слуга его уговаривает: «Окунись, тебе ничего не стоит». И Нееман исполнил это. И когда он седьмой раз погрузился в реку Иордан, он вышел из воды совершенно здоровый. И Нееман возвратился к пророку для того, чтобы поблагодарить его, и предложил много серебра и золота. Пророк опять не вышел, и отказался, и сказал что ни в чем не нуждается. Нееман был удивлен, отправился домой. Был у пророка Елисея и слуга Гиезий. И этот Гиезий польстился на золото Неемана, и тайком от пророка побежал, и сказал Нееману: «Дай то, что ты обещал пророку, там есть необходимость», и Нееман с радостью отдал. Когда возвратился Гиезий к пророку, спрятал свое золото, и зашел к пророку. Пророк Елисей говорит: «Где же ты был?». Он говорит: «Никуда я не уходил» . И пророк открывает ему: «Мое сердце было с тобою, но вот потому что ты взял это золото, то вот эта болезнь человека этого теперь обратится против тебя». И Гиезий тут же покрылся злой проказой.

Вот эти события, которые нам приоткрывает Священное Писание, учат нас о том, что Суд Божий и здесь, на земле, постигает человека за нравственное преступление, и поэтому быть не только благодарным Богу, но и беречься от различного рода нравственных преступлений мы обязаны. И если падаем, то лучший для нас вариант выхода – каяться пред Богом, и изменить свой внутренний мир. Аминь.