19.08.2022, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником Преображения Господня!

В этот день Господь явил ученикам Свою Божественную славу, скрытую под уничижением плоти, показал им Царствие Божие, пришедшее в силе и показал, каким радостным, счастливым и блаженным будет это Царство, поглощающее в себя все скорби и болезни человеческие, заставляющее человеческое сердце таять от блаженства. Апостолы Христовы не были чужды тех чаяний счастливой земной человеческой жизни, к которой так стремится каждый человек. Вначале они думали, что Христос обеспечит эту счастливую жизнь, даст все блага земной жизни. Они видели все Его чудеса: исцеления, врачевания, воскрешение из мертвых, насыщение. Они всё более и более утверждались в мысли, что они не ошибаются в своей надежде. Эти великие чудеса свидетельствовали о Божественном всемогуществе Христа, которое может убрать из жизни человека все скорби и болезни, и наполнить её счастьем и радостью. Стоит только Христу провозгласить Себя царем, как это счастье и радость будут доступны всем людям.

Апостолы, может быть, были склонны к тому, чтобы поддаться желанию толпы, хотевшей взять Христа и провозгласить Его царем после насыщения пяти тысяч человек хлебом. И Господь, чтобы удержать их от такого лукавого, ложного желания, велит им тут же уйти в корабль и переправиться на другой берег озера, а Сам остается с народом, чтобы успокоить его и побеседовать с ним. Апостолы Христовы были очень увлечены желанием, чаянием, – когда Христос откроет Свое славное земное царство. Когда это их желание достигло большой силы, Господь благоволил показать им Свою Божественную славу, чтобы духовно исправить апостолов и показать человеку путь к истине, к вечной славе и радости. И дабы не поколебалась вера учеников в Божественное всемогущество (а они всё более убеждались в том, что Христос уклоняется от земной человеческой славы, что Он более и более подвергается гонениям и унижениям), Он хотел показать им Свою Божественную славу по Своему Божественному смотрению ради спасения человека, показать, что для грешного человека спасение возможно только через страдания. Он хочет явить Свою Божественную славу прежде Своих Божественных страданий, которые были уже близки, и о которых Он говорит ученикам: «и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10:33-34). Он хочет показать ученикам, что Он претерпевает эти страдания добровольно, и они нисколько не умаляют Его Божественной славы. Он терпит страдания ради исправления и спасения человека.

И эту славу Он являет на горе Фавор. До этого дня ученики и другие люди видели его как простого человека, ходящего среди них, терпящего немощи плоти, унижения и гонения. На горе Фавор Его лицо просиявает, как солнце, как солнце видимое, Творцем которого является Он, а лучшего, наверное, сравнения и нельзя найти. Ученики не выносят сияния Его лица и блистания одежд. Они в страхе падают на землю. И не свет видимого солнца осиял лик Спасителя, а Божественный свет, вечный, нетварный, неописуемый. И неизреченной радостию исполнились сердца апостолов того небесного блаженства, которое невозможно описать. В порыве духовного восторга апостол Петр воскликнул: «… Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). Это было предвкушение райской радости. Это было начало блаженства будущего века, неизреченной радости в Царстве Небесном, той самой радости, с которой не сравнится ни земная радость, ни земная слава. Ученики получают с Неба свидетельство о том, что они видели Божественную славу: «…се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Сам Бог-Отец напоминает ученикам о Своем Божественном Сыне и повелевает каждому человеку слушать Христа.

К этому Божественному Преображению Господь хочет приобщить и каждого из нас. Он, преображаясь, хочет освятить путь к вечной славе, а путь этот лежит через страдания. Он Сам через страдания восходит к Божественной славе, которую являет своим ученикам-апостолам. Он напоминает нам, что грешный, падший, отступивший от Бога человек только через страдания может войти во врата вечной славы Царства Небесного. Для этого нам с вами необходимо преобразиться. Средством для преображения является, прежде всего, молитва, молитва чистая, постоянная. Пусть наши молитвы по времени будут недолгими, но они должны быть очень-очень частыми. Эту частоту молитвы Господь показывает на Фаворе. Мы должны помнить о Боге, образом Которого является гора Фавор. Должен быть труд и подвиг восхождения на гору Господню, труд и подвиг высокого жительства по Бозе. Человеку необходима борьба со страстями, очищающая нас от мрака беззакония; необходимо покаяние, очищающее сердце от страстей и пороков. Должен быть труд и подвиг в деле духовной жизни. Человеку необходимы и те самые страдания, которые Бог посылает как горькое врачевание, необходимое для спасения души. Горькое не может быть сладким, но Господь по Своему всемогуществу и горькое услаждает. Радость о Господе, она всегда услаждает всякие скорби. И те, кто с Богом, не знают горечи неутешной. Господь таковым людям являет Свою радость там, где по нашим человеческим меркам и расчетам этой радости и быть не может: обратим внимание на жизнь многих и многих тысяч святых.

И вот сегодня, прославляя Бога во святом Его Преображении, будем стараться жить по Его заповедям, слушать Его, дабы и нам с вами следовать к Преображению, покаянием и молитвой приближаться к Богу. И тогда все наши чувства, желания и мысли, всё наше существо непонятным для нас образом преобразится. И тогда мы с вами из людей земных сделаемся людьми небесными, и из грешников – мы сделаемся святыми. С праздником вас!