22.01.2023, Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлениии

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали рассказ святого апостола и евангелиста Матфея о выходе Христа на проповедь. Он пришел из Своего города, где жил, из Назарета, в пределы Капернаума, и там произнес Свою первую проповедь. Начальными словами этой проповеди были слова: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17).

Царство Небесное – это вообще основная тема всего Евангелия. Наверное, нам нужно было бы подумать об этом более подробно. Что же такое Царство Небесное, и как мы его себе представляем? Мне уже приходилось говорить об этом, но сегодня не лишним будет напомнить о том, что Господь говорил: «Царство Небесное внутри вас есть». Апостол Павел говорит похожие слова: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Если мы посмотрим всё, о чем говорил Христос, или всё, о чем писал апостол Павел и другие апостолы, то это убедит нас несомненно, что Царство Небесное – это то состояние, в котором сейчас пребывает душа человеческая.

Мы привыкли наступления Царства Божия ожидать после смерти: либо нашей личной, либо кого-то, кто умер, и желать ему, этому умершему Царства Небесного. Но если мы посмотрим внимательнее, как об этом пишут святые отцы, как учит нас Новый Завет, то оказывается, это Царство Божие наступает здесь и сейчас. Здесь, живыми людьми, мы можем ощутить присутствие этого Царства в нашей душе или, наоборот, – нет. И вот когда наша душа разлучается с телом, то она переносит это самое состояние, которое было у нас здесь, которое мы стяжали или наоборот, которое не удалось нам стяжать, – это самое состояние души идет с нами и после разлучения её от тела. Другими словами, мы полностью наследуем то, что получили здесь. Душа после смерти находится, если можно так выразиться, в «подвешенном» состоянии. Это состояние временное, потому что всех нас ожидает пришествие Спасителя, воссоединение души и тела в одну единую личность, и после этого – Страшный Суд. И вот тогда уже будет до конца определена наша участь. А сейчас душа наследует только то, что она получила здесь.

Но каким же образом можно наследовать это Царство? Какие же способы есть для того, чтобы мы оказались в нем? Если мы почитаем апостола Павла, то он говорит нам, что есть только один способ стяжать Царство Небесное – это полюбить. Он говорит о том, что если мы раздадим всё имение наше, вот просто продадим то что есть, и раздадим нищим, нуждающимся, убогим, больным, то в этом не будет никакой пользы, если нет в нашем сердце любви. Мы можем пойти на великие подвиги, по апостолу Павлу мы можем отдать даже свое тело на сожжение, но, опять же, если не будет любви – не будет в этом абсолютно никакой пользы. Может быть, это страшные слова, потому что мы понимаем, что нам очень трудно стяжать эту самую христианскую любовь. Но Господь говорил недаром: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное». И действительно, покаяние – это не перечисление наших немощей и грехов на исповеди, нет. Покаяние – это глубокое изменение, это очищение своего сердца, это перемена образа мыслей. Это очищение до такой степени, чтобы Божественная любовь, христианская любовь могла снизойти в наше сердце. Поэтому, если немножко мы другими словами скажем то, о чем сегодня услышали в Евангелии, то эти слова будут такими: давайте постараемся измениться, потому что рядом с нами величайшее сокровище всей вселенной – это христианская любовь. И дай Бог, чтобы она коснулась нашего сердца. Аминь.

С праздником вас!