26.06.2022, Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Сегодня, совершая память всех святых земли Российской просиявших, мы свидетельствуем, что мы потомки святых и славных наших предков, которые прославились не столько славными победами в войнах, сколько особой духовной культурой, присущей Русскому народу.

Русская земля явила миру особый вид святости и духовной культуры. Сила России в том, что духовное ставилось всегда выше материального и плотского. На первое место было поставлено духовное, а потом – плотское и материальное. Этим выбором наши святые предки определили весь вектор духовного развития на многие века и для многих поколений людей, которые рождались на Русской земле.

Удивительная проницательность наших предков явилась в том, что они смогли определить главное направление жизни, в котором раскрывается и гармонизируется понятие смысла жизни, и открывается смысл предназначения человека.

Для древних народов было важным слышать что говорит Господь. И Бог говорил через пророков, открывая свои судьбы.

Вот что помогло и нашим предкам правильно, безошибочно определить вектор развития нашей нации. Они обратили всё внимание на Священное Писание, и не только на слова мудрых людей, правителей, но особенно на слова Божии.

Все великие люди древности просили помощи Божией в делах важных. Это делал и пророк Давид: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» (Пс.118:133) – молился он и следование закону полагал свою жизнь «…и закон Твой поучение мое есть» (Пс.118:174).

Тому же примеру следовал и царь Соломон. Он чтил Бога и построил Ему великолепный храм. Бог благословил Соломона и даровал ему мудрость в правлении царством. В дальнейшем Господь заповедал ему: «…если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом» (3 Цар, 6:4-5).

Многие из нас и сейчас недоумевают: почему русский народ, сохраняя веру православную, страдает в этом мире, испытывает многие бедствия и проблемы? Мы все понимаем, и видим многие недостатки, нарушения правды и справедливости, и спрашиваем: «Почему это так?». Для нас это, действительно, трудный вопрос, потому что русский народ больше всех чувствует и ощущает правду и справедливость, и стремится к ней. Многие народы тоже стремятся к этому, но в каждом историческом витке Русскому народу дается некоторое большее откровение в этой области. Этот трудный вопрос разрешается не просто, но имеет глубокий смысл.

Мудрый царь Соломон, который познал многие законы и тайны, открытые ему Богом, скажет нечто поразительное: «Правда возвышает язык, грехи же умаляют племена» (Притч, 14:34). Действительно, племена и народы, пренебрегающие правдой и справедливостью, исчезают из истории, и пересекается их жизнь. Сколько исчезло цивилизаций, и никто не знает этому причин… А суть открывается здесь. Как важно всякому народу знать правду и следовать ей.

Вот и нашему поколению важно знать, что такое правда. Это та правда, которая заповедана нам Евангелием, и звучит так: «Блаженны алчущие и жаждущие правды…» (Мф. 5:6). Правда – это и истина. Правда – это и справедливость. Всякий человек, который стремится к истине, называется в заповедях блаженным или счастливым. Правда – это есть и оправдание. Но как человек может оправдаться пред Богом? Может ли человек судиться с Богом о своих делах? Здесь серьезный вопрос, но святые отцы отвечают так: правда – это есть и справедливость. Тот, кто относится справедливо к ближнему и к Богу, наследует спасение. Правда – это есть и оправдание пред Богом. Но оправдаться перед Богом человек не может, потому что нет ни одного чистого, даже если у человека был только один день жизни. Святые отцы учили, как человек может оправдаться перед Богом. Этот процесс они назвали несколько необычно. Оправдаться пред Богом – значит повергать себя пред Ним и предавать себя на милость Божию.

Есть и еще одна особенность этой проблемы. Она заключается в том, что воздаяние за свою праведную или греховную жизнь человек может получить отчасти здесь, на земле, или за гробом в вечности. Но народы и племена за беззаконие и нечестие принимают Суд Божий только в этой земной жизни. И только здесь наследуют благоденствие и мир народы, живущие благочестиво, и чтущие Бога.

И сейчас мы видим, что многие народы находятся в бедствиях и испытаниях, и над ними совершается суд. Бедствия и катаклизмы, голод и войны, засухи и наводнения – есть гнев Божий за грехи народов и забвение законов Божиих. Там, где умаляется праведность в народе и на государственном уровне вводятся содомистские нормы жизни, наступает суд Божий.

Разворачивающаяся сейчас картина событий в мире для нас должна быть понятна и ясна. Мы должны более твердо держаться истин нашей христианской веры и правды Божией. Если мы хотим наследовать спасение. И если хотим, чтобы Святая Русь продолжала свое существование, то мы должны всемерно передавать нашим детям истины православной веры и учить их правде, воспитывать в них добрые нравы. Это будет залог и нашего спасения и благоденствия наших потомков.

Аминь.