27.05.2018, День Святой Троицы. Пятидесятница

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры сегодня двунадесятый праздник Пятидесятницы.История этого праздника изложена в Священном Писании, в книге Нового Завета «Деяния святых Апостолов»,которую написал Апостол и Евангелист Лука.

Апостол Лука рассказывает нам, что апостолы были собраны вместе в горнице на пятидесятый день по Вознесении Спасителя нашего на небеса, и, внезапно, услышали, как бы, порыв ветра, после этого порыва — как будто огненные языки появилисьнад каждом из собравшихся, а собравшихся было человек сто двадцать.

Все почувствовали в себе силу, помощь и присутствие Божие. Вот как об этом говорится в сегодняшнем Апостоле: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян.2, 1-10).

Вот так, в простых словах, описано Схождение Святого Духа, через которое и образовалась наша Церковь, в которой постоянно живет с того дня Святой Дух.

С Пятидесятницы началась история нашей Церкви, в которой всякое Таинство, всякое пророчество, всякое поучение – есть действие Святого Духа, Его благодати.

Первоначально апостолы низводили Дух Святой, возлагая руки на тех людей, которые принимали Крещение. Потом, после апостольского века, низведение Святого Духа возложением рук, заменили Таинством Миропомазания, и теперь, после Таинства Крещения, которое совершает священник, после окунания в купель, он помазует крещаемому крестообразно освященным миром лоб, ноздри, уши, грудь, руки и ноги со словами: «Печать дара Духа Святаго». Это значит, что каждому человеку при Крещении даруется Дух Святой, абсолютно Тот же Самый, что почил на апостолах, Тот же, что послал ученикам Христос. Можно сказать, что каждый из нас при Крещении имел личную встречу со Святым Духом.

Из «Деяний святых Апостолов» мы знаем много о благовествовании апостолов по всему миру о Спасителе. Сразу после Сошествия Святого Духа на апостолов, Петр обратился к окружающим их людям и его слова имели такое сильное влияние на слушающих, что в этот день крестилось три тысячи человек. Вот, такая сила была у бывшего рыбака, и ясно, что три тысячи человек не могли бы приобщиться от его слов, если бы не было реальной помощи Бога Святого Духа.

Почему мы не ощущаем помощь Божию, как ее ощущали апостолы, почему мы не чувствуем тех самых даров, о которых говорил апостол Павел: «Одному дается духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор. 12, 8-11).

При Крещении каждый из нас получил дар Святого Духа. Если же мы заглянем себе в душу, то может случится, что не найдем ни одного. Куда девается этот дар, куда же он уходит?

Так вот, дорогие братья и сестры, знайте, что кроме дара Святого Духа, кроме Божественной помощи, есть еще наше человеческое произволение.Произволение есть наша свобода выбора. И Господь никогда не идет против нашего произволения, никогда не идет против наших желаний, против нашего выбора.

Как часто мы даже формально крестимся и также формально молимся, формально что- то исполняем, но если посмотреть в суть, если посмотреть в глубину нашего сердца, то может оказаться, что дар Святого Духа нам даже и не нужен.

Если мы говорим о христианской любви, то мы говорим об отдаче самого себя, практически без остатка, ближнему своему. Но нами любовь понимается, как состояние –как хорошо мне с каким-то человеком, близким мне, и если мне плохо, то я его уже не люблю, и если тем более надо что-то отдать, то мне так не удобно. И где же здесь дарамДуха проявиться, если мы сами не хотим жить во Христе?

Дары Духа Святого даются нам, чтобы мы жили по евангельским заповедям: подставить вторую щеку, отдать имущество нуждающимся и т.д. Всю жизнь свою посвятить ближнему своему, как это сделали апостолы во время проповеди Евангелия. У нас же много самости, мы всегда почти живем для себя, и поэтому Дух Святой, так часто и так быстро, оскудевает в нас. Конечно, если мы будем часто собираться на Божественную литургию, не просто ради присутствия, а ради того, чтобы вкушать Тела и Крови Господней, то Господь восполнит нам Духа Божия.

Так на Евхаристии священник молится: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, просим, и молим, и моли сядеем, ниспосли Духа Твоего Святого на ны, и на предлежащие Дары сия».

Да,это Тело и Кровь Господни, причащаясьКоторых, мы обретаем того самого Духа,Которого Господь послал ученикам и посылает нам.

И опять, снова и снова, Господь посылает Его нам для того, чтобы мы вместе соХристом пытались жить для ближнего своего, любя его всей душой, всем сердцем и помышлением, и отдавая ему самого себя без остатка.
Аминь!