29.11.2020, Неделя 25-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Виталий Лихонин

Протоиерей Виталий Лихонин

Дорогие братья и сестры!

Каждый верующий человек, стремясь возрастать духовно, стремясь к новым духовным достижениям, неизбежно сталкивается с такой дилеммой. Есть заповедь Божия о любви, о любви к ближним и заповедь Божия возлюбить людей, которые нас окружают. В Евангельском чтении содержится своеобразная лакмусовая бумажка для нас, которой мы можем определять, насколько близко подошли к исполнению этой Божией заповеди. Сегодня мы слышали Евангельское зачало (Лк., 10:25-37), в котором один из учеников вопрошает Спасителя: «Кто есть ближний мой?» Родственник, знакомый, друг, сосед…? Господь приводит ему и всем своим ученикам такую притчу. Один человек путешествовал из одного города в другой. На него напали разбойники, бросили его и изувечили его при дороге. Изувечили до неузнаваемости. Священнослужитель, проходя тем путем, не мог опознать в этом человеке иудея, язычника и кого бы то ни было, и предпочел не оскверняться прикосновением к возможному язычнику, противнику. Так же сделал и левит. Левит — помощник в служении храму — тех, кого мы сейчас по сути называем храмовыми сотрудниками: певчие, чтец, работник храма… И далее шел самарянин. Иудеи и самаряне люто ненавидели друг друга. Насколько люто? При возможности они убивали друг друга, мерзко, гадко и беспощадно с лютейшей ненавистью, с жутчайшей кровавой местью. Вот этот самарянин видит перед собой изувеченное тело человека. И вот в нем настолько жалость к человеку разыгралась, что он переступил через возможные опасения, через возможную ненависть. И, насколько получилось, обработал раны человека, перевез его на своих животных в гостиницу и даже оплатил труд сиделки, чтобы ухаживали за ним. Иисус спрашивает учеников: «Кто есть ближний тому, кто пострадал от нападения разбойника?» И получает ответ: «Сотворивый милость с ним». Казалось бы, что тут близкого для нас?

Дорогие мои, готовы ли мы возлюбить человека, который хулил Бога, возможно продолжает хулить, Церковь, материт все то, что дорого нам как верующим людям, но при этом окажет нам милость? Поможет в болезни, в каких-то сложных обстоятельствах протянет руку помощи? Человек, который для нас был вне желания нашего зрения, человек, который неприятен был до абсолюта? И вдруг он становится ближним. Господь говорит: «Возлюби ближнего своего». Кто есть ближний? Тот, кто сотворил милость. Вот эта та самая лакмусовая бумажка. Когда мы говорим о том, что стараемся возвышаться в любви Христовой, мы должны думать о тех людях, к которым могли бы с неприятием относиться. Не обязательно лично знакомым, к каким-то, может быть, политическим, религиозным деятелям, не важно. А если бы они в настоящий момент сотворили милость со мной, я бы смог их возлюбить как самого себя, как родных братьев и сестер? Вот это та самая проверка. Проверка для каждого человека не для обнародования, она не для публичного оглашения или покаяния, она для самого себя, для каждого человека. И каждый человек может проходить ее хоть каждый день. Потому что в том пути, в том движении, которым мы шествуем в направлении к Царству Божиему, мы понимаем, что всегда должна быть определенная оценка того, что мы делаем: да, возможно, но не точно; да, возможно, но не полностью… Но все равно мы как-то себя должны оценивать: что нам еще делать, насколько еще нам постараться. И в эти моменты невольно вспоминаются слова Христовы о том, что пусть спасения узок и тяжел. Потому что первоначально он кажется весьма простым: чтение утренних и вечерних молитв, три дня поста, вычитал молитвы, поисповедывался, причастился, с Богом соединился — все хорошо, все просто, все доступно! Но лишь когда мы касаемся потаенных моментов, открывается вся тяжесть пути. И дорогие мои, именно в этом и есть наше спасение! Потому что если бы не было тягот, не было бы и труда, не было бы подвига, не было бы нашего возвышения, потому что без труда над собой мы не меняемся! И, наверное, даже хорошо, что мы в чем-то можем меняться своими силами, потому что не всегда мы готовы принять те изменения, которые может ниспослать нам Господь. Пример того — книга Иова многострадального. Несмотря на то, что эта книга ветхозаветная, она очень актуальна для всех современных православных людей. Там как раз описаны те испытания, которые Сам Господь ниспослал на человека. Повторюсь, дорогие мои, замечательно, что порой мы сами можем себя улучшать, сами над собой работать! Пусть даже тяжело, но сами. Потому что испытания Божии гораздо более ценные, гораздо более возвышающие нас, могут нас страшить по нашей слабости и недостоинству. И мы можем надеяться, что возрастая духовно, может быть, со временем мы окажемся достаточно крепкими, такими как Иов праведный, чтобы преодолеть все то, в чем Господь видит наше спасение. Храни Господь!