13.02.2022, Неделя о мытаре и фарисее

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Тайн.

Желая пробудить в человеке печаль покаяния, в преддверии Великого поста, Святая Церковь одну из седмиц именует – неделя мытаря и фарисея.

В этот воскресный день, за Божественной Литургией читается Евангелие – притча Христа о мытаре и фарисее. Этой притчей Христос хочет нам показать, что смирение является дверью к покаянию, и если человек не пройдет этой дверью смирения, то все его подвиги поста и молитвы, они будут тщетны пред Богом, и все его добродетели потеряют всякую цену в очах Божиих.

В этой притче говорится, как в храм зашли два человека помолиться: мытарь и фарисей. Фарисей имел немало добродетелей, – он не был ни грабителем, ни обидчиком, ни прелюбодеем, не присваивал себе чужого, постился два раза в неделю (хотя закон Ветхого Завета не требовал этого от человека), молился. Из того, что он преобретал, десятую часть он отдавал в храм на благотворение. Разве не был он добродетелен? Если взять во внимание, – многие ли из нас, людей Нового Завета, христиане, не присваивают себе чужого, не оскорбляют, не обижают других, не запятнали себя теми или иными плотскими грехами, так ревностно молились и постились? И однако же, все его добродетели, – они не принесли ему какого-либо оправдания перед Богом. В очах Божиих он был ниже мытаря, который не знал за собой никаких добрых дел, добродетелей, а осознавал, видел только свои грехи. Войдя в храм, встав в притворе, он, бия себя в грудь, не смея взирать на небо, взывал к Богу: «Боже, милостив буди мне грешному!».

Может показаться для нас с вами странным, – почему добродетели этого фарисея, ведь он же подвизался, трудился, – потеряли всякую цену в очах Божиих? Может быть, потому что он сознавал эти свои добродетели, которые ставили его выше грешников. Или, как мытарь, не опускал своих глаз от стыда за грехи свои. Может быть одно только слово мытаря: «Каюсь во грехах, осознаю себя грешником», – как бы оправдало его перед Богом, сняло с него грехи, и поставило его наряду с праведниками.

И одни сиюминутные помыслы гордости, – они могут отнять, уничтожить всякие плоды добродетелей у подвизающегося человека.

И одно осознание себя грешником, даже пусть мимолетно захватывающее душу человека, против его, может быть даже воли, – оно ставит его наряду с праведниками.

В этой притче Христос показывает, как опасна гордость в деле спасения души. Гордость, зародившаяся в душе человека, она убивает все его добродетели, и самого не приближает к Богу.

И напротив, великую цену, великую помощь во спасении человека, – является это смирение, которое мимолетно, непроизвольно даже может быть, захватив душу человека, ставит его на путь покаяния.

Первый ангел Божий, денница, только помыслил сам в себе, что стану подобно Всевышнему, – и этим самым он извратил всю свою духовную жизнь.

И напротив, слово «покайтесь». Покаяние – сколько людей обратило на путь спасения, обратило на путь доброй жизни в Боге.

Если нет в человеке смирения, если нет осознания грехов, то человек далек от спасения своей души.

Смирение, это осознание своего недостоинства, своей греховности, своего ничтожества перед Богом, а если человек не осознает себя таковым, значит он гордый, значит он не может встать на путь покаяния, исправления своей жизни, на путь спасения своей души.

Мы с вами все читаем в Священном Писании, что Бог гордым противится, и только смиренным Он дает благодать. «На кого воззрю, – только на кротких и молчаливых, и трепещущих словесы Моих». И напротив, Он говорит, что тот, кто себя здесь возвышает, – он будет унижен в очах Божиих, а тот, кто себя унижает, напротив, будет возвышен Богом.

Слушая эту притчу, этот урок, который дает нам Церковь, будем стараться в своей жизни побольше смиряться, терпеть и уважать друг друга, будем стараться бегать всякого греха, особенно такого греха, такого порока, – как гордость. Бегать от него, как от гееннского запаления, как от диавола, который в своё время наших прародителей в ад отправил, и по сей день, как говорит Апостол Петр, смотрит кого поглотить.

Будем смиренно о себе мыслить, и смиренно проводить свою жизнь, и пусть это будет первой и постоянной заботой нашей жизни, и тогда Господь непременно призрит на нас, помилует нас, и спасет нас! С праздником вас, друзья!