16.10.2022, Неделя 18-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали один маленький отрывок из Нагорной проповеди, из обращения Христа к народу. И этот маленький отрывок, по идее, должен бы каждого из нас поражать в самое сердце, потому что в нем вновь говорит Христос о любви, но о любви необычной. Не о нашей человеческой любви, а о той любви, которая есть у Господа, и которой Он пришел поделиться с нами. Какой смысл, если мы любим любящих нас? Какой смысл, если мы благотворим тем, кто дает нам какое-то добро? Мы должны быть не такими, но по словам Христа: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35).

Казалось бы, как нам исполнить эту заповедь о любви к врагам? Мы о любви к ближнему не можем заповедь исполнить: постоянно злимся, раздражаемся, осуждаем, ругаемся с теми, кто, казалось бы, нам так близок. Но святые отцы разъясняют нам подробно эти слова Христа. Преподобный Силуан Афонский пишет: «Кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого». Казалось бы, это очень простые слова, но насколько они серьезны! Кто не может любить врага, тот не может познать Господа! А ведь познать Господа – это и есть смысл христианской жизни, жизни вместе с Ним. Оказывается, что без любви к врагам это невозможно сделать. А кто же наши враги тогда? Кто же те, кого нужно любить? Ведь, казалось бы, – есть кто-то один, маленький человек, который делает мне зло. Но я переломлю свою душу, попытаюсь его возлюбить, может быть простить, может стану лучше относиться к нему. И опять здесь святые отцы говорят не так, как мы думаем. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Что такое сердце милующее?» – и сказал: «Возгорение сердца у человека о всем творении: о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению во всем Богу».

Какие на самом деле страшные слова! Ведь здесь Исаак Сирин говорит о том, что любовь Божия, а, следовательно, и наша тоже, простирается на всех без исключения, в том числе на бесов даже, на злую силу. Нам это трудно понять и принять. Но понятно, что святые отцы говорят не только о наших личных врагах, а и о врагах веры, врагах Отечества, вообще обо всех людях, о всем творении Божием. Потому что по словам Исаака Сирина любовь – это «Возгорение сердца у человека о всем творении…», а значит, это внутреннее чувство, а значит, его надо воспитывать нам. А значит, надо всем своим существом понять и вспомнить преподобного Силуана Афонского, который говорит о том, что мы не можем познать Господа, если не будем любить своих врагов. Вот ещё пишет преподобный Силуан: «Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей». Опять очень странные слова для нас. Да разве может что-то сравниться с любовью родителей к детям? А нет, говорят святые, вот надо так же любить всех вокруг, вплоть до наших врагов, потому что сердце наше становится Божиим только тогда, когда в нем воссияет вот эта самая нелицемерная и христианская любовь.

Мы можем, конечно, на словах декларировать очень много, мы можем теоретически очень всё раскладывать по полочкам и в собственной душе, в том числе. Но христианская любовь – это любовь деятельная. Она должна выражаться не только во внутреннем чувстве. Это самое внутреннее чувство должно двигать нашими поступками, и только тогда мы будем христианами. Вот об этой деятельной любви, об этом любящем сердце, об этом отношении к людям всё Евангелие пожалуй, потому что оно говорит о той любви, которая не человеческая, но Божественная.

Подумаем об этом, братья и сестры, почитаем преподобного Силуана Афонского, в его книге очень много о любви сказано. Потому что, когда читаешь его творения, понимаешь, что этот человек на собственном опыте прошел путь от обыкновенного крестьянина до великого святого, который обрел любовь в сердце своем, и который нам оставил это наследие. Будем всеми силами стараться прощать тех, кто нам доставил какое-то зло. Будем молиться о них, но молиться не лицемерно, произнося какие-то добрые слова своими устами, а в подсознании думая о том, что если по моей молитве пошлются какие-то искушения или болезни человеку, то будет хорошо: может, он через это исправится. Нет, это не молитва, это не любовь. Это просто какое-то желание мести христианскими методами. А вот помолиться о том, чтобы Господь послал ему благо, прощение грехов, отпущение, – вот примерно так, как молился Христос, когда был на Кресте: «Не ведают, что творят. Прости им, Господи! Вразуми, не отвращайся от них! Дай им сердце любящее, такое сердце, каким мое сердце я пытаюсь сделать через любовь, молитву и прощение».

С праздником вас! Аминь.