Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днём, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Таин Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа, и желаю тем, кто сегодня причащался, и каждому из нас, кто будет причащаться, – только одного – чтобы с помощью этой величайшей Небесной Святыни, каждый бы из нас утверждался в добром житии по Бозе, чтобы Господь, видя нашу ревность, наше стремление жить по-христиански, помогал бы нам везде и всюду, достойно этого великого звания пройти земное поприще и наследовать Царствие Небесное.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали: «Не плачь», – сказал Господь вдове из града Наина, оплакивающей смерть своего единственного сына. Человеколюбец Бог, подойдя к одру, и прикоснувшись к носилкам погребальным, сказал: «Юноша, тебе говорю, встань». Воскресил его из мертвых: юноша «…поднявшись, сел и стал говорить». Всех объял страх и ужас, и все начали говорить, что: «…великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Мнение об Иисусе Христе, как о великом пророке, распространилось по всей Палестине, – говорят нам евангелисты, – и даже больше – евангелист Матфей прямо свидетельствует, что мнение о Иисусе Христе, как о великом чудотворце, распространилось по всей Сирии, по всему Ливану, ведь города Тир и Сидон – это современные территории современной страны Ливан. И там, женщина, у которой была дочь бесноватая, узнала о Нём, шла к Нему за помощью. Встретив на пути – она уже назвала Его Сыном Давидовым, но вот это чудо, совершенное Иисусом Христом, оно не убеждало видевших его, что Он есть Тот Самый обетованный Мессия, Спаситель мира. В Нем они видели только великого пророка, исцелившего дочь сирофиникиянки, как одного из великих пророков, скажем Илии, который воскресил сына вдовы сарептской, пророка Елисея, который воскресил сына сонамитянки, но это было много лет назад, много веков назад, и это чудо там совершалось только в доме, а здесь, – пред очами множества народа было совершено это великое чудо воскрешения сына наинской вдовы, и это всё утверждало, и убеждало народ в том, что перед ними не обыкновенный Человек, что перед ними пророк.
Но кто же Он? И почему Им так совершаются великие чудеса? Почему Он, без всякой предварительной к Нему просьбы о помощи, совершил это чудо? Евангелист Лука прямо говорит, что Он сжалился над нею, и совершил это чудо, воскресив её сына из гроба. И в лице этой наинской вдовы, Господь пощадил, пожалел весь род человеческий, страдавший много времени от грехов, болезней и смерти. И в слезах этой наинской вдовы, Господь увидел тысячелетний плач всего человечества, немогущего смириться с властью смерти, и в том самом плаче, который слышится даже до сегодняшнего дня: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижу во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту».
Но не только сочувствие к человеческому горю было причиною совершения вот этого чуда, в этом видится знамение и сила Христа Спасителя. И если многие Иудеи, люди того времени, увидели в Нем только пророка, то настало время, когда многие люди увидели в Нем не только пророка, но Посланника Божиего, Сына Божия, Спасителя мира, и таковыми были апостолы, таковыми были ученики Его, таковыми являемся и мы с вами.
Это чудо во граде Наине открывает нам пророчество и обетование о новой эпохе, когда Бог отрет всякую слезу с очей людей, когда не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезней, «Ибо прежнее уже прошло – говорит нам слово Божие – Аз творю всё новое». И, наконец, невозможно даже себе и представить, что Бог, пришедый в мир, и свидетельствующий о Себе, что: «Я есть жизнь и спасение», и Который пришел в город Наин, чтобы проповедовать слово Божие, Царствие Небесное и воскресение мертвых, мог уступить дорогу преградившему Ему путь гробу, мог предоставить свободно идти печали и смерти, свободно идти этим погребальным носилкам в каменные пещеры. Господь воскрешает этого юношу, и Он потопляет его в бездне Своего милосердия, а иначе и не может быть, ибо где Бог, там всегда слёзы горя сменяются слезами радости, там всегда человеку открываются двери райские, там уже нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. И вот это чудо, совершенное во граде Наине, оно утверждает, убеждает нас, что в оный день, по гласу Бога, Господа нашего Иисуса Христа, воскреснут все люди на Страшный Суд. Убеждает и укрепляет в нас веру в то, что мы с вами все воскреснем, и, зная это, человек-христианин был призван готовиться к этому дню, молиться, трудиться, и всегда помнить о нем, чтобы мы с вами воскресли в радость вечную, а не в вечное осуждение, чтобы по воскресении нашем из мертвых мы бы с вами услышали не голос Божий, отправляющий нас в вечную погибель, но всеблаженный, всерадостноблагорастворяющий голос Бога, призывающий нас в Царствие Небесное: «Приидите все и наследуйте Царство, уготованное вам».