19.06.2016, Воскресная проповедь

Протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Дорогие братья и сестры, о событиях сегодняшнего дня мы узнаем из Книги Деяний. Во второй ее главе, которая читалась за Божественной Литургией апостол и евангелист Лука рассказывает нам о сошествии Святого Духа на апостолов. Они были собраны вместе в одной горнице. И вот, в этот самый день Пятидесятницы, пятидесятый день после Пасхи и после Воскресения Христова, внезапно сделался шум, как будто бы подул очень сильный ветер. Ветер ворвался в помещения, где были апостолы, и Дух Святой почил на них, как пишет евангелист в виде огненных языков. После этого апостол Петр вышел на проповедь. Здесь же и сразу, он обратился к своим соплеменникам и деяния рассказывают нам, что каждый, к кому он обращался, стояла большая толпа, слышал его голос, говорящий на его наречии. И вот, если мы вспомним Библию, повествование о Вавилонской башне, когда Господь рассеял людей, в гордыне своей возводящих башню, что бы стать равными Богу.

То теперь, в день Пятидесятницы, наоборот, люди стали понимать друг друга. Стали слышать каждый, как бы свой язык. И это означает, что тогда, в день вавилонского столпотворения, Вавилонская башня была символом разъединения, одиночества, гордыни, замыкания на самих себе. И вот теперь, в пятидесятый день, после сошествия Святого Духа и образования Церкви Христовой она всех собирает воедино, она преодолевает рознь этого мира, гордыню каждого отдельного человека и соединяет всех с помощью любви, главной заповедью господней и условие всей нашей христианской жизни. И вот, с тех пор, со времен Пятидесятницы стяжание Духа Святаго стало главной целью христианской жизни.

Для того чтобы стяжать Духа, мученики шли на верную смерть. Чтобы воспитать в себе состояние, способное принять в себя Духа Святаго, люди уходили в пустыни в одиночество. И так образовалось монашество. И на протяжении веков святость не оскудевала, потому что находились люди, которые достигали этой цели и Дух Святой был вместе с ними. И Царствие небесное наступало уже здесь на земле. Этот Дух Божий обильно подается, когда мы собираемся вместе здесь и совершается Божественная Литургия. Этот Дух Господень сходит в нас в Святом Причастии. Настолько обильно, что мы даже не можем себе представить. К сожалению, мы не можем в себе этого ощутить потому, что часто наше внутреннее состояние таково, что оно не соответствует этим самым дарам Духа Святаго.

Давайте посмотрим братья и сестры, какие дни самые напряженные в году. Я имею в виду нашу духовную жизнь. В дни, когда наступает Великий Пост или другие посты, в те дни, когда мы готовимся к Святому причащению. Готовимся кто один день, кто два дня, кто три. И что же становится главным для нас, когда мы собираемся приобщиться и собираемся принять дары Духа Святаго внутрь самих себя. Ведь самое главное исполнить пост в пище и не дай Бог какой-то кусочек пищи попадется нам, и мы готовы не причащаться даже и вычитать определенные правила.

И ведь никто не думает, что главная подготовка к причастию, главное в духовной жизни вообще это не обидеть ближнего своего ничем не досадить ему, нести добро радость, терпение тем, кто рядом с нами. Нет, у нас главное пришло к тому, чтобы не съесть кусочек. Много примеров можно привести о том как, видя грех у ближнего старались ничем ему не досадить. Однажды случилось так, что постоянный прихожанин перестал приходить в храм довольно долгое время и священник решил пойти к нему, чтобы узнать, в чем же дело. Когда священник зашел к этому прихожанину, тот сидел перед камином. Священник сел рядом с ним. Он долго молчал и не произносил ни слова. Спустя какое-то время он вынул небольшую головешку из камина и положил ее рядом. Она быстро стала угасать и в итоге погасла совсем. Тогда он взял ее опять и положил вновь в камин на огонь, где были другие головни и она засияла пламенем. Так же молча, как вошел, священник стал уходить. И этот мужчина обратился к нему со словами: «Спасибо отче за проповедь и вразумление! Я обязательно приду в следующее воскресение на Божественную Литургию».

Вот так оказывается можно найти форму, чтобы совсем не обидеть человека, но сказать ему то, что ты хочешь до него донести. Или другой пример, однажды, у старца был послушник, который имел привычку в неприличной позе сидеть рядом с ним. И вот старец, который обладал полной духовной властью над своим послушником, стеснялся сказать ему. Он боялся его обидеть, досадить и не знал, каким же образом донести ему об этом неприличии. Старец нашел выход, он попросил другого молодого человека, чтобы тот в их присутствии сел в такую же позу, как молодой человек. И старец обличил его и никого не обидел и донес до своего послушника мысль, которую хотел донести до него.

Вот из этих, казалось бы, простеньких примеров, мы должны понимать из чего складывается наша духовная жизнь. Вот правило перед причастием. Как же порой невнимательно мы его читаем, как же далеко витают наши мысли, как сердце наше совершенно не участвует в тех словах, которые произносят наши уста.

Святой Антоний Великий, основатель и наставник всего монашества говорит нам, что невнимательная молитва это тоже самое, что пустословие, а в пустословии мы призваны каяться. Это считается грехом, когда мы пустословим. Святой Иоанн Богослов говорит, как нужно быть внимательным к молитве. Он говорит. Что не надо молиться много, достаточно в своем сердце произнести немного слов, но очень искренне потому что, если мы будем говорить очень много, то придет Диавол и обязательно похитит наше внимание. Поэтому, исходя из того, что говорят Святые отцы, это правило перед причастием должно быть у каждого свое, но должно быть таким, чтобы внимание не рассеивалось, чтобы молитва была искренней. Чтобы мы не словами, а сердцем обращались к Богу, как говорит Святой Иоанн Лествичник, молитва наша перед Богом, должна быть совершена с таким же усердием, как будто мы пришли к врачу, рассказываем о своих болезнях и просим его исцелить нас. И действительно, сравнивая визит к врачу и нашу молитву мы обнаружим огромную радость. И вот в этом направлении нам нужно очень кропотливо и долго работать. Для того чтобы наша молитва была от сердца, от души и тогда это будет такая молитва, которая очистит наши грехи и подготовит душу нашу к принятию святого Духа.его кончину.

Вот такова должна быть наша духовная жизнь братья и сестры. Давайте постараемся отойти от внешнего исполнения различных законов и предписаний к внутреннему их смыслу. А в этом все христианство, в этом все Евангелие, об этом обличение фарисейства и это есть то, что позволит нам достичь главной цели нашей жизни стяжение Духа Святаго. Это доступно не только тем, кто находится в монастырях, это доступно не только тем, кто прославлен в лике Святых, это возможно каждому из нас, потому что Евангелие для каждого. И не важно, где человек находится, важно его сердце и любовь к Богу и ближнему.
Аминь!