Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь начинает готовить нас к Великому посту и на Божественной литургии мы слышали притчу Спасителя о мытаре и фарисее. Эта притча нам всем давно известна, но все же я повторю ее. Пришли в храм помолиться два человека – мытарь и фарисей. Фарисей, стоя, говорил Господу: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18,11-12). И вдали от него стоял мытарь, сборщик подати, в жизни которого было очень много неправды, и, не смея поднять глаза на небо, он бил себя в грудь со словами: «Боже! Будь милостив ко мне грешному!» (Лк.18, 13).
Далее говорится о том, что этот мытарь «пошел оправданным в дом свой более», чем фарисей. Эта притча читается уже около 2000 лет на Литургии в наших храмах и, каждый раз, священник на эту притчу произносит проповедь.Представим, сколько храмов на нашей планете и сколько проповедей уже накопилось за эти два тысячелетия и, тем не менее, святой Церкви есть о чем сказать нам накануне Великого поста.
Отцы и Церковь напоминают каждый раз правду о том, что лицемерие есть в глубине каждого человека. Именно поэтому эта евангельская притча бесконечно повторяется в Церкви для верующих. Что мы можем сегодня понять из этой простой, на первый взгляд, истории? Господь в конце притчи так говорит о мытаре и фарисее: «…сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18, 14).
Фарисей осужден Господом. В Великом каноне преподобного Андрея Критского в среду первой седмицы поста в девятой песне мы слышим: «Мытарь спасся…, а выхваляющийся фарисей подвергся осуждению; ибо «будь милостив» взывал первый,… а последний кичился, возглашая: «Боже, благодарю Тебя» и последующие речи безумия». Казалось бы, благодарность не может быть грехом, но внутри фарисея жила гордыня, для которой невозможно покаяние. Фарисейство это болезнь, опасная тем, что протекает скрытно от самого человека. Признаки фарисейства в нас – это уничижение других и оправдание себя, восхваление себя по сравнению с другими. Церковь постоянно предостерегает нас от фарисейства, от превозношения себя перед всеми людьми. И приводится нам в пример смирение и покаяние мытаря, не находящего в себе ничего доброго. Такова падшая человеческая природа, что внешне представляемся себе и другим мытарями, и, бия себя в грудь, внутренне часто остаемся фарисеями.
Вся наша духовная жизнь сводится к молитве мытаря: «Боже!Будь милостив ко мне грешному!». И часто мы устами произносим эти слова, а в глубине нашего сердца мы превозносимся в чем-то пред другими, и этого в себе не замечаем. Так возникает разлад между нашей внутренней жизнью и нашим показыванием себя пред людьми. Другими словами, это самая настоящая ложь внутри нас, когда мы внутренне не изжили свою гордыню, но внешне принимаем смиренный вид. Ложь в нас, когда мы лишь устами произносим мытареву молитву, но стоит только нас затронуть, покритиковать, пошутить над нами, в чем то укорить, указать на какую-то ошибку и мы сразу взрываемся, не можем оставаться спокойными, начинаем говорить такие слова, которые даже евангельскому фарисею не пришли на ум.
Если у нас что-то не получается, братья и сестры, если мы еще немощны, то дай Бог нам пройти поприще предстоящего поста правильно, потому что пост совершенно не в пище, пост совершенно не в телесном воздержании, пост в том, чтобы нам возвратиться к любящему Небесному Отцу, в Его Царство. К Отцу, Который примет нас всегда с объятиями, как принял Он блудного сына, Который всегда все простит, как простил мытарю, Который введет нас в Царствие Небесное, как ввел разбойника, который творил беззаконие всю свою жизнь.
Поэтому Церковь, зная, что так трудно изжить в себе фарисея, показывает эту ложь в человеке. Великий пост и существует для того, чтобы мы, наконец, осознали правду о себе, осознали смертельную болезнь фарисейства в нашей душе и сердце. И чтобы слова мытаревой молитвы стали нашими искренними словами, исходящими от осознания собственной греховности. Единственный критерий, что мы будем услышаны Богом и прощены, это то, что наши слова будут искренними. Начнем же подготовку к Великому посту с духовного труда, который нам сегодня предлагает Церковь, чтобы молитва мытаря звучала в наших сердцах из глубины нашего раскаяния и видения своего истинного, греховного положения.
Аминь!