Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы здесь собрались с вами для того, чтобы встретить Христа, грядущего в Иерусалим на вольную страсть. Также как и две тысячи лет назад собрались люди, которые видели Его въезд в Иерусалим, но уже своими глазами. Под ноги Его ослика, на котором Он восседал, постилали одежду, а те, кто не имели что снять с себя, резали ветви с пальмовых деревьев. Мы сегодня все собрались и радуемся, и празднуем, и вспоминаем это событие, когда Господа Иисуса Христа встречали, как царя, но мы знаем, что пройдет немного времени, буквально четыре дня, и Христа возьмут под стражу, и многие, кто кричал: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!», будут кричать: «Распни его!».
Почему так произошло и что случилось с людьми, откуда такая страшная двусмысленность. Понять это можно, только читая Евангелие от Иоанна, в котором описывается воскрешение Лазаря Иисусом Христом и быстрое распространение о таком чуде среди иудеев, спешивших на Пасху в Иерусалим. Люди встречали так радостно Христа потому, что слышали о чуде, которое он сотворил с умершим Лазарем, воскресив его из мертвых. Встречающие Его люди надеялись, что Мессия вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и величии.
Мы знаем, что Христос пришел совсем не как политический вождь. Народ хотел равенства, справедливости сейчас, в данный период времени, но нет, ради другого приходил Христос. Еврейский народ посчитал себя обманутым, и потому так рьяно кричал позже Пилату: «Распни Его, распни!» Сам Иисус учил: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом и не скажут: «вот оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:20-21). Вот это понятие – «Царствие Божие внутрь вас есть» многие не понимают даже сегодня.
Мы Царство Божие, Царство Небесное ищем где угодно, и за гробом его ожидаем, и во внешней жизни хотим улучшений, и делаем ту же ошибку, что иудеи, которые ждали царства внешнего, а Христос пришел, чтобы подарить нам Царство — внутри нас. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин однажды сказал: «…если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13). Тогда человек, который пребывает в унынии, печали, зависти — уже сейчас живет в аду, мучимый своими страстями.
Святитель Иоанн Златоуст еще проще объясняет: «Найди дверь внутренней горницы души твоей, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное»
Как часто, во всех бедах, мы виним внешние обстоятельства, все что угодно может быть причиной нашей недоброй жизни, но только не то, что внутри нас. На самом деле, можно внимательно взглянуть во внутрь себя и именно там все обнаружится. Если кто-то внутренне пребывал в мире и покое, то, наверное, помнит, как гнев или осуждение разрушали этот покой. Живешь, вроде бы, мирно, но вдруг какие-то обстоятельства выводят из себя и все, покой уже потерян, и вот он — настоящий грех, вот оно — предательство Царства Небесного, когда мы своими грехами и страстями изживаем его из себя.
И в этом свете становятся понятными слова Господа: « Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им … ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто, не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк. 10, 13 — 15 ).
Христос не призывает нас жить, как дети, а призывает вспомнить детство, то счастливое время, когда мы были маленькими, и какая радость, какое счастье и покой были внутри нас. И вот, постепенно, с течением времени, взрослея, мы больше и больше теряем это мирное устроение внутри себя, все больше погружаемся в стихии мира с его заботами, забывая о даре детства, которое нам дано от Господа.
Поэтому Христос призывает нас вернуться к этому состоянию беззлобия внутри себя, ведь все дело в том, что нужно смотреть не во вне, а внутрь себя.
Будем помнить об этом, братья и сестры, так как Царствие Божие не где-то далеко за гробом, оно не будет наградой за то, что мы сделаем в этой жизни, нет, оно наступает внутри нас и наступает здесь, в земной жизни, когда мы живем праведно, и когда Господь дает нам Свою благодать и Свой мир в души наши.
Аминь!