01.08.2021, Неделя 6-я по Пятидесятнице

Проповедь, Иерей Сергий Гурдяев

Иерей Сергий Гурдяев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня шестое воскресенье по Пятидесятнице, и в этот воскресный день, согласно уставу, на Божественной Литургии прочитывается евангельский отрывок об исцелении расслабленного, которого принесли ко Господу друзья этого тяжело больного человека.
Евангелист Матфей повествует, что, Господь Иисус Христос, видя веру этих людей, исцеляет парализованного, прощая при этом ему грехи. На что книжники, которые присутствовали в доме, куда принесли больного человека, сказали: Он богохульствует (Мф. 9:3). Но Господь ответил им: что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9:5–6). И расслабленный встал, взял одр свой и пошел в дом свой. И в конце этого отрывка евангелист пишет о том, что люди, бывшие свидетелями этого, удивились и прославили Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9:8).

Нам с вами дана власть прощать друг друга. Мы согрешаем друг перед другом и молимся молитвой Господней, прося у Бога оставить нам наши долги перед Ним так же, как и мы сами оставляем должникам нашим. Нам дана эта власть, это благословение, эта свобода, это великое проявление любви – простить другого человека, который нас обидел, огорчил или даже сделал прямое зло.

Мы знаем, что Господь прощает людей, просящих у него прощения, какими бы грешниками они ни были. В Писании много тому примеров. Один из них – это иудейский царь Манассия. Он пролил реки крови, установил капища по всей Иудеи, внес в храм Живого Бога идолов. Греховное безумие его было настолько велико, что он убил пророка Божия Исаию. Так, к сожалению, часто бывает – властолюбие рождает гораздо больше зла, ненависти и греха, чем что-то другое. И Манассия упивался этой властью и сделал столько зла, что его можно сравнить разве что с императором Нероном или с самыми отъявленными злодеями нашего времени. В Писании говорится, что он заполнил землю кровью от края и до края. И вот, когда Манассия попал в плен, и когда царство его было разрушено, он из глубины темницы взмолился Богу о прощении. И Бог простил его. Видимым свидетельством этого было то, что Манассии вернулось обратно царство. Он пытался исправить свой грех: разрушил идолов и капища чужеземным богам, восстановил жертвенник Господень и попросил жителей Иудеи служить Господу Богу Израилеву (2 Пар. 33:12–16).

Господь Иисус Христос простил разбойника, который висел рядом с Ним на кресте, за одно слово покаяния и веры, даровав ему Царствие Небесное. Бог прощает всех, кто обращается к Нему с искренним покаянием, даже самых великих грешников. Бог прощает нас, каждого из нас, ведь среди нас нет ни единого, который бы не согрешил и не согрешал каждый день. И этот великий и поистине Божественный дар – прощать – Господь дал каждому из нас. Более того, Он хочет, чтобы мы прощали других. Пожалуй, самый костный человек – это не тот, который не может справиться со своими страстями, со своей греховностью, со злом в своей жизни. Самый духовно костный тот, кто не хочет прощать.

В одном древнем Патерике, это сборник рассказов о жизни отшельников, мы читаем, что некоторый брат, обиженный на другого, пришел к авве Сисою Фивейскому и говорит ему: такой-то брат обидел меня, и я хочу отомстить за себя. Старец же увещевал его словами: нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения. Но брат упорствовал и говорил: я не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя. Тогда старец сказал: давай помолимся Богу! И, вставши, старец начал молитву такими словами: Боже! мы не имеем никакой нужды в Твоем попечении о нас; потому что мы сами делаем отмщение наше. Тогда брат, услышав это, пал к ногам старца и сказал: не стану судиться с братом: прости меня, Боже! И ты, отче, прости меня!

Если бы у нас не было великой силы прощать других, прощать зло и несправедливости, то наш мир погрузился бы во мрак, в нем невозможно было бы жить. Если бы мы на каждую обиду, большую или малую, реагировали бы местью, гневом, оскорблениями и злом, то в мире не осталось бы ничего доброго. Потому мы видим, что прощение уничтожает злобу. Прощение способно исправить любую сложность. В конце концов, прощать других нужно больше не тем, другим, а прежде всего – нам самим. Прощение больше нужно прощающему, поскольку оно поднимает его до великой нравственной высоты. Способность прощать – это истинное мерило духовной жизни, жизни по Евангелию, жизни с Богом.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы научились в своей жизни прощать, чтобы и сами мы, прося Божественного прощения, услышали слово Божие, сказанное устами пророка Исаии: Я изглажу беззакония твои как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис. 44:22). Аминь.