Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Всякий раз, когда мы входим в Новолетие, мы обычно приветствуем друг друга, и говорим добрые пожелания. Традиция эта древняя и добрая. Но, какова природа происхождения этой традиции? Наверное, самой видимой причиной происхождения её является то, что все мы с вами ощущаем, что нам много чего не достаёт для полного счастья. Но если взглянуть с христианской точки зрения на этот вопрос, то увидим, что человек внутренне таинственно ощущает некую недолжнось своего состояния, какое оно есть и каким должно быть.
Человек понимает, что он странник в этом мире, и находится в пути, что он не в отечестве своем, а в земле скитаний. И что он не дома, а в придорожной гостинице, и что время земной жизни, это время лишений, борьбы, терпения, скорбей.
Если при этом мы обратим своё внимание на тот факт, что всякая вещь, чем лучше соответствует своему предназначению, – тем она более достойна и важна в жизни. Если это правило применить к тем пожеланиям, которые мы часто слышим от других, то мы увидим, что там нет этого соответствия, и даже больше – там есть нарушение всякого смысла.
Что же больше всего мы слышим в пожеланиях друг другу? Конечно, пожелание здравия. Кому оно не нужно? И кому не желанно?
Но, если мы послушаем, что говорят святые отцы, по поводу здоровья тела, то услышим нечто такое, что не позволяет думать, что здоровое тело является благом.
Святые Отцы утверждают, что здоровое тело является седалищем многих похотей и страстей, и оно способно превращаться в неукротимого зверя, выйти из повиновения и нанести много вреда своему хозяину. Поэтому, совершенно не оправдана известная пословица, что в здоровом теле здоровый дух. Это опасное состояние плоти человека выражено в одной из молитв: «Спаси мя Господи, не дщерь бо, но плоть имам страстьми люте бесящуюся и яростию палимою».
Также мы слышим пожелания и, конечно, долголетия. Святитель Филарет говорит: «Если при этом пожелании не будут упомянуты какие-то другие благородные цели и дела, дающие смысл этому пожеланию, то чем будет это пожелание, как ни увеличением срока скитания человека на этой земле». Если даже учесть, что на этом пути ему предстоит пережить и некоторые радости, но вместе с тем, – скорби, болезни, старость, – то всё обессмысливается фактом смерти. А если человек болен, – то продление его мучительного состояния. Но важно отметить и то, что поскольку в этом мире ничего нет статичного, то всякий человек должен тщательно наблюдать, за собой. И если он не движется к Небу, то неприметным образом для себя будет приближаться к аду.
Много пожеланий мы слышим и о благополучии, и богатстве. Кому не хочется богатства? Кому оно не желанно? Оно является хорошим дополнением к хорошей жизни.
Но нам известно что говорит Священное Писание о богатстве. И что о нем говорят Святые Отцы.
Святитель Филарет выразил суть должного отношения к богатству. Он сказал, что: «Если кто-то пожелает получить благо земли, а не благословение Неба, то это обольщение, потому что не исполняется. И ещё большее обольщение, если исполняется». Так, неосторожный странник земли, идя в дальнюю дорогу, – если начинает собирать блестящий прах, то он всё чаще начинает делать остановки и наслаждаться благами земли. И постоянно шаря по земле в поисках богатства тленного, он теряет нетленное богатство внутри себя.
Конечно же, вы все слышали и о пожеланиях счастья. Счастье, как термин, относящийся к простым понятиям, не имеет определения. И, по этой причине, оно не формолизуемо. По этой причине каждый человек имеет своё понятие о счастье. Но вопрос – достижимо ли оно на земле?
Даже древние языческие мудрецы, которые не знали истинного Бога, приближались близко к истине. Один из них, известный всем мудрец Сократ сказал, – когда его спросили, возможно ли быть счастливым и богатым, – он ответил: «Да, возможно, при условии бедности вожделений». Другой мудрец сказал так: «Соизмеряй далеко идущие пожелания в соответствии с кратковременностью жизни».
Но христианская мудрость выразила ответ на этот вопрос по-другому. Святые отцы сказали, что если похоти и страсти человека не управляются разумом, то жизнь человека направлена ни на что, потому что Бог – всё.
И наконец, есть самое распространённое и самое гибельное пожелание: «Пусть сбудутся все твои желания». Если бы человек знал, что каждый из нас носитель тайных скрытых желаний, которые он ни при каких обстоятельствах не захочет никому открыть, и они бывают настолько ужасны, что не́кто сравнил их с самой страшной атомной бомбой. И если представить на минуту, что все скрытые наши желания будут исполнены на какое-то мгновение, то жизнь этого мира прекратится.
Встаёт вопрос тогда, стоит ли пожелания писать друг другу? Стоит, братья и сестры, но только правильно. Мы слышим, когда Христос, встречая Апостолов, желал им: «Мир вам». Апостолы также, своим последователям желали, обращаясь к ним, говорили: «Благодать вам и мир от Господа нашего, Иисуса Христа». Состояние мира – это единственное неоценимое высокой цены пожелание, которое говорит о том, что если человек получает таковое, то он находится в некоем удивительном равновесии и мире с самим собой, и способен управлять своими эмоциями. И если так, то мы должны понять, что, наверное, самый важный вывод из того что мы сказали, можно сделать такой, что человеку не нужно идти куда-то на войну, захватывать города, чтобы приобрести этот мир душевный, мир, подаваемый Богом. Ему нужно знать, что имея мир внутри себя, – он обладает счастьем.
Будем в предстоящие дни, братья и сестры, внимать этим советам святых отцов, которые будут открывать свет истины для нашего разума. С праздником!