Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В последнее воскресенье перед Рождеством Христовым Церковь начинает нас готовить к встрече Великого Праздника, который, по словам праздничного тропаря, будет возвещать нечто удивительное. Мы услышим: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума». Здесь песнопевец не просто для красоты слога употребил, что это событие — Боговоплощение — явится чем-то необычным, которое даст нечто удивительное и явит миру некоторые тайны, которые откроет Сам Бог человеку. И как для жизни всего миробытия необходим свет для всякого живого существа, так и для человеческого разума должен быть явлен некий свет, к которому человеческий разум должен стремиться, поскольку это свойство человеческого разума — иметь некий целеуказатель, некоторый путь, который бы осмысливал его жизнь и его смерть.
И вот, что же представляет нам этот предстоящий Праздник и сегодняшнее Евангельское чтение, перечисляющее родословие Христа, которое читается всегда накануне Праздника Рождества? Оно, кажется, когда-то было важным для иудейского народа, а к нам, христианам, какое имеет отношение? Но, если мы вникнем в некоторую суть тайн, заключающихся в этом повествовании, то найдем большое количество очень важных истин, которые открывают Святые Отцы в этом родословии. И их достаточно много — для того, чтобы поучаться тому, что будет возвещено нам в тайне Боговоплощения. Апостол Матфей разделил родословие Христа на три части и, кажется, как будто-бы сделал это для легкости понимания того, что оно собой представляет. Но вот Святые Отцы говорят нечто другое. Они говорят о том, что разделенное на несколько частей родословие Христа — оно показывает некоторые периоды жизни еврейского народа при различных формах государственного правления, начиная от периода теократии, когда сам Бог водил евреев, потом период судей, царей, олигархии, и даже Вавилонского плена. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что иудеи ни при каких видах правления не показали благочестия. И это очень важно знать и нам, что никакой вид государственной власти не имеет для человека некоего извинения в том, что он не сохранил благочестия. Иудеи не сохранили благочестия ни при каком виде власти и даже во времена Вавилонского плена. Иудеи очень кичились своим происхождением, и они считали только свой народ Богоизбранным, считали что только им дано знание Божественных истин, а все остальные прочие народы они даже не считали людьми. Тем не менее, о них известно, что сами евреи очень часто предавали Истинного Бога и веру отцов, они часто удалялись в идолопоклонство, разрушали свои святыни, сами сжигали свои свитки законов и на священных местах устраивали жертвенники идолам, уклонялись не только в идолопоклонство, но и приносили своих детей в жертву бесам, проливая кровь неповинную. И вдруг мы видим, что апостол Матфей, повествуя о родословии Христа, указывает на некоторые особенности того, что иудеи очень ценили свое родословие, возводили его к Аврааму и Отцом своим считали Бога. И вдруг Господь, явившись на землю, обличает их прямо и говорит так: «Ваш отец дьявол, и похоти отца вашего хощете творити». Иудеи ссылались на то, что их предки — великие благочестивые люди, Авраам и родоначальник их колена Иудина, сам Иуда. Тем не менее, святитель Иоанн Златоуст говорит, что и эти патриархи, как Иуда, не были высокой благочестивой жизни, поскольку особенность о рождении от Иуды: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари (Мф., 1:3)», — оно показывает неблаговидность его поступка и невысокую нравственную жизнь. Ветхий Завет показывает, что и в те древние времена, несмотря на специфику ветхозаветного религиозного служения Богу Истинному, иудеи превозносили свою религию и считали, что их только Бог является Истинным. И вдруг мы видим, что все ветхозаветные, даже языческие религии хоть и знали о том, что существует Бог, а исповедовали и поклонялись своим божествам — но они не возносились к мысли о том, что открывает только в Новом Завете Бог в Своем новом учении. Ветхозаветные религии признавали, что Бог есть Творец, и что Он может творить что угодно. Иудеи знали более высокие тайны, они знали, что Бог есть Судия и что Он справедлив. Но только в христианском учении была открыто некая высшая тайна: не только то, что Бог хочет и может благотворить и помогать человеку, но нечто более высокое и удивительное — о том, что Бог не может не благотворить человеку. И эта тайна уже открывалась в Ветхом Завете через пророческое служение. Там мы видим, что ветхозаветные пророки, все их служение открывало удивительную тайну — что Бог может быть умоляем, и что Бог может изменять Свой суд даже тогда, когда Он уже произносил некий Суд для народа или для какого-то человека. Мы видим, что уже в Ветхом Завете Бог посылает пророков не только для исправления Своего народа, но и в племена чуждые, языческие. Так, пророк Иона был послан в Ниневию для обращения язычников от гибельного своего образа жизни, и Ниневия была спасена. И множество других свидетельств, где мы видим, что Бог изменял Свой суд и Свое определение гибели, если народ каялся или человек исправлялся. Эту истину возвещал уже и псалмопевец Давид, когда говорил о том, что истина, возвещенная от Бога в Ветхом Завете, открывается не только для одного еврейского народа, но и для всего мира, для всего человечества. Когда псалмопевец восклицает и говорит: «Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» — то это обращение ко всем народам в познании Истины и благочестия, и что «к горе Сион приступят все языки и увидят все языки спасение», которое открывает Бог.
Итак, начиная раскрывать эти тайны в этом последнем воскресном дне перед Великим Праздником, мы с вами можем увидеть множество других тайн, которые будут открываться в самом праздничном служении, в богослужебных текстах и в Евангельском чтении. Эти тайны все открыты для нас, и нам необходимо только исследовать то, о чем возвещают нам святые отцы, изъясняя Священное Писание.
Будем стараться особо в эти дни быть внимательными к тому, что возвещается в богослужебных текстах, воспевается в праздничном песнопении этого Праздника и получать пищу для своего разума — для того, чтобы яснее утверждаться в том, что открыто нам в заповедях и сохранять благочестие. Потому что в многочисленных свидетельствах того, что происходило с еврейским народом в Ветхом Завете, открывается некая закономерность: как только еврейский народ повсеместно обращался к Истинному Богу, то Господь избавлял их от всех бед и напастей, которых на него воздвигали иноплеменные народы, которые порабощали и угнетали их.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с сегодняшним воскресным днем! Желаем вам помощи Божией не только в ваших трудах, но и в духовном возрастании в вашей жизни. Аминь!