Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, чтобы понять нам смысл сегодняшнего праздника, нам надо внимательно вглядеться в образ родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны. Эти люди всю жизнь свою прошли в поношении. Считалось, что если Господь не дает детей, значит люди недостойны, люди грешные. Они ничего плохого не делали в жизни своей, но терпели поношения от окружающих людей, которые показывали на них пальцем, говоря, что они самые большие грешники.
Праведник всегда терпит поношение в этом мире. Господь посылает им скорби, болезни, людскую злобу, но, несмотря на это на всё, праведник не унывает, не отказывается от своего пути, но дальше смиренно идёт, неся все поношения, которые с ним случаются.
Вот так же было с Иоакимом и Анной. Они смиренно просили Господа дать им ребенка. Но, когда уже отчаялись во всех своих желаниях, когда уже понимали, что дальше ничего не получится, тогда Господь и послал им маленькую девочку, которая должна была стать утешением для всей их жизни.
Но они решили иначе. Совсем ещё крохотного ребенка они подводят к ступеням Храма, и отдают Её на служение к Господу. Нам трудно понять, почему это произошло. Может быть, они пообещали Богу, дали слово; может быть они понимали, что уже старенькие, и не смогут вырастить и вывести в люди своего ребенка. Но как бы то ни было, это была жертва со стороны престарелых родителей, жертва Богу самого дорогого, самого лучшего, – того, что они желали всю свою жизнь. Эта, действительно жертва, – была принята Богом. И из неё произошел Сам Спаситель наш.
Без жертвы нет духовной жизни. Сам Господь явился жертвой, сойдя с Небес как Творец и Вседержитель, принял вид смиренного человека, и был вознесен на Крест. Конечно же, это жертва. И в истории церкви без жертвы не бывает никогда. Люди, когда постригаются в монахи, они всю свою жизнь жертвуют на служение Господу. И множество примеров мы можем увидеть, когда жертва принимается Богом, и ведёт в Царство Небесное жертвователя.
И нам тоже не обойтись без этого, братья и сестры. Может быть, не надо никаких, каких-то специальных подвигов на себя накладывать: молитв, поклонов и прочего. Ведь мы можем вполне пожертвовать то, что нас больше всего мучает. Мы можем пообещать Богу бороться со своими грехами и страстями. И вот эта самая борьба и будет, наверное, жертвой. У нас у каждого есть свои какие-то немощи, так давайте же принесём в жертву Богу то, что нам нравится, то, что может быть нам доставляет удовольствие, но это удовольствие греховное, это удовольствие ненужное, может быть. И вот эту жертву надо нам совершить.
Ну хотя бы, для примера, – как много мы осуждаем, и осуждая, – превозносимся в собственных глазах, как бы говоря самим себе: «Мы не такие как тот, кого мы осуждаем, мы лучше, мы не делаем этого, мы ничего страшного не делаем, у нас нет никаких смертных грехов». И этим самым, постепенно в нашем сердце поселяется самодовольство, от которого совершенно не далеко до гордыни. И этим самым, мы препятствуем шествию в Царство Небесное.
Казалось бы, так просто не осуждать. Но постоянно, день ото дня, каждый день, мы занимаемся именно этим. А ведь достаточно этого не делать, как врата Царствия Небесного нам будут открыты. Достаточно не осуждать, – и мы не будем осуждены. Ведь избавиться от одного греха нам кажется так просто, но почему же мы никак этого не сделаем? Так пускай будет жертвой вот это наше с вами неосуждение.
Может у кого-то есть более тяжкие грехи, – давайте постараемся справиться и с ними. Не надо стараться быть святым и безгрешным, надо на один грех, на одну страсть, которая нас мучает, направить всё своё внимание и силы, и эта жертва будет обязательно принята Богом, и будет помощь нам в этой борьбе. Аминь.